65  

А сколько добрых знакомых у него появилось в небе за десять лет работы! Трудно даже сказать, в какой области у него теперь не нашлось бы полезных связей. Банки — пожалуйста. Медицина — милости просим. Шоу-бизнес — только скажи, на какой концерт. Но дело не в этом, он и не собирался обращаться к своим пассажирам за помощью. Приятным было само ощущение того, как его принимают и стараются искренне отблагодарить за доброту. Предлагают в ответ «обращаться», словно он оказал какую-то важную услугу. А ведь ничего подобного — просто добросовестно и с радостью выполнил свою работу.

Счастье, что в России так много достойных людей! А персонажи вроде Савина — все-таки исключение. Иначе бы служба бортпроводника превратилась в сущий ад, и он сам бы на ней долго не выдержал. Одно дело работать с вежливыми и приятными людьми, которые умеют сохранить лицо в любой ситуации, но совсем другое — обслуживать хамов и алкашей, непонятно как оказавшихся в нормальном обществе. После каждого столкновения с такими асоциальными элементами было сложно снова настроиться на позитивный лад, забыть все и идти к пассажирам с улыбкой. Но в этом-то и заключается мастерство экипажа пассажирской кабины: очищать память от негативного опыта, видеть и собирать только хорошее. Слава богу, последнего, если уметь общаться с людьми, в их работе было гораздо больше.

Проходя мимо туалетной комнаты первого класса, Аверин автоматически отметил про себя: «Свободно». Зашел, закрыл за собой дверь и придирчиво оглядел крошечное помещение. Туалетные комнаты первого и бизнес-класса убирались бортпроводниками после каждого клиента, и Евгений строго за этим следил. Сервис можно назвать высоким только тогда, когда пассажир чувствует себя здесь первым посетителем. Это — непреложное правило.

Раковина сухая, блестит. Салфетки всех видов на местах, концы аккуратно сложены уголком. Цветы в крохотной вазе свежие. В небольшой плетеной корзинке необходимые туалетные принадлежности: одноразовые зубные щетки, тюбики с пастой, бритвенные станки; отдельно лежат дорожные косметические наборы от Bvlgari — молочко для снятия макияжа, тоник, увлажняющий крем. Неприятные запахи отсутствуют. Оценив за пару секунд соответствие комнаты стандартам, Аверин вышел. Собственно, он и не сомневался, что все отлично. Если в первом классе работает Людмила, можно ни о чем не беспокоиться. А он и не беспокоился: всего лишь контролировал в соответствии с технологической картой.

Теперь можно было заглянуть в первый класс, посмотреть, как справляются коллеги. Потом зайти в экономический и туристический салоны. Если где-то обслуживание затянулось, лишняя пара рук никогда не повредит: время позднее, пассажиры хотят быстрее поужинать и лечь спать.

Евгений бесшумно вошел в салон первого класса. Обслуживание пассажиров здесь было отнюдь не простым делом. Блюда, как в ресторане, подавались по меню. Фарфоровая посуда, хрустальные бокалы. Чтобы создать изысканное бортовое питание для этого класса, генеральный директор в свое время лично приглашала лучших шеф-поваров Москвы. Ни одна деталь обслуживания — будь то салфетка или зубочистка — не ускользнула от внимания руководства. И правильно: не так-то просто угодить в небе человеку, который привык к роскоши на земле. Все до самой незначительной мелочи нужно учесть.

Но главным — это Аверин знал как дважды два — было умение бортпроводника найти к каждому клиенту подход. Здесь нельзя работать, как в туристическом классе — четко, но под копирку. Нужно иметь особый талант к общению. В первом классе для каждого клиента должен быть свой способ и своя манера обслуживания — удобная и привычная именно ему. Хороший бортпроводник всегда в состоянии угадать, чего именно хочет клиент, и за считаные секунды научиться этим требованиям соответствовать. Не зря же говорят, что общение — это искусство. И тот, кто хочет работать бортпроводником в первом классе, обязан этим искусством владеть.

Евгений не стал мешать коллегам, какое-то время понаблюдал за их работой издалека и отправился в салон экономического класса. Здесь обслуживание только что закончилось — убирали подносы после ужина. Пассажиры раскладывали кресла и готовились спать. В салоне царили тишина и приятный ночной покой. Только бортпроводники бесшумно появлялись и исчезали, принося то видеоплееры, то воду, то чай тем, кто предпочитал бодрствовать в самолете.

  65  
×
×