96  

В отличие от европейской традиции в США едят быстро. Блюда приносят и уносят тоже быстро, к этому надо привыкнуть. Деловая встреча в ресторане – традиция Америки, поэтому часто сюда приходят не за едой, а поговорить о делах. Очень популярна в США такая ненавидимая мною вещь, как деловой завтрак, когда часов в семь утра идешь в ресторан или кафе говорить о делах. Деловой ланч – другое дело, их в США каждый день проходят миллионы. В ресторанах отсутствует музыка, а расстояние между столиками по сравнению с Европой довольно большое.

Вечная проблема – как в ресторане давать на чай. Традиционно считается, что надо давать 15 % от стоимости обеда или ужина. Однако те времена давно прошли. Сегодня на чай оставляют от 20 до 35 % от счета – это не так страшно, если вспомнить, что цены отличаются от московских. Оставлять меньше 15 % – оскорбление. Некоторые наиболее дотошные американцы из стоимости счета вычитают налоги (естественно, ибо они идут государству и не стоит оставлять ему на чай) и дают на чай, исходя из оставшейся суммы. Другие дают поменьше, если значительную часть счета составляют напитки: они обычно дороже еды, но требуют гораздо меньше хлопот от официантов. Одна из старых традиций США – за ужин платят все и передают официанту свои кредитные карточки с просьбой разделить сумму поровну. Часто, если мужчина и женщина ужинают вместе, счет они оплачивают также поровну. Почему-то это называется «расплатиться по-голландски». Женщины не должны автоматически ожидать, что за них заплатят кавалеры.

Железный закон Америки – ко всему подается стакан холодной воды. В дополнение вы получаете хлеб и всякие коржики, разные виды масла – от сливочного до оливкового или чесночного, любые подливы к салатам, мясу или рыбе, лимон, разные виды перца и т. д. И бесконечную холодную воду со льдом. Впрочем, можно заказать и бутылку минеральной воды. Под «минеральной водой» в Америке понимается вода с газом, а не разные «Ессентуки», «Боржоми» или «Нарзаны». Как я уже говорил, настоящие минеральные воды здесь продаются исключительно в аптеках, причем многие из них только по рецепту врача, а сама идея «лечения водами» настолько дика для простого американца, что лучше даже и не пытаться ему это объяснить.

Еще одна традиция местных ресторанов – это наличие перед входом людей, которые запаркуют вашу машину. Оставив им ключи и машину, вы идете в зал, а после ужина ваш автомобиль пригонят к выходу. Для россиянина главный недостаток ресторанов в США, что они, как правило, закрываются не позже одиннадцати вечера. Те, кому утром надо на работу, отправляются спать, остальные перемещаются в ночные клубы и бары, которые открыты гораздо дольше, правда, поесть толком там уже нельзя. Еще есть немало закусочных, открытых двадцать четыре часа, и, конечно, рестораны в гостиницах.

При всем обилии заведений этнической кухни в США бросается в глаза почти полное отсутствие русских ресторанов. Они есть только в местах плотного расселения иммигрантов из бывшего СССР, например, на Брайтон-Бич в Нью-Йорке. В самом Нью-Йорке работает несколько русских ресторанов, включая «Русский самовар», где есть пельмени и борщ, блины и котлета по-киевски. Но знаменитая русская «Чайная комната» приказала долго жить. Вообще наличие всего нескольких русских ресторанов в огромном Нью-Йорке, при том, что общее количество ресторанов в городе составляет почти 30 тыс., из которых около тысячи – китайские, не может не удивлять. Ситуация отчасти напоминает американскую кухню, которая тоже в основном является комбинацией блюд, заимствованных у других народов. Конечно, есть и чисто американские блюда, такие как куриные крылышки «Буффало», соус барбекю, арахисовое масло, кукуруза, всяческие яблочные и ягодные пироги, а также бургеры во всевозможных вариантах. Но на целую кухню, похоже, тоже не хватает.

Есть разница и в конкретных блюдах. Так, американцы, например, совершенно не едят языки, считая, что это отвратительно. Аргумент, что они любят стейки из задницы того же животного, не производит впечатления. Многие не едят икру, называя ее «рыбьими яйцами». Мало кто решится попробовать воблу, конину или непастеризованные молочные продукты. Зато здесь популярны блюда из картофельных очистков, залитых расплавленным сыром, или сэндвич с вареньем и пастой из арахиса, которая намазывается на хлеб. Американцы изобрели свои варианты пиццы, которые стали более популярными в мире, чем классические итальянские. Роллы «Калифорния» и «Филадельфия», придуманные несколько десятилетий назад в США, тоже ест весь мир. В продуктовых магазинах Америки гарантированно можно купить любой продукт, который употребляется в той или иной этнической кухне. Про сами продуктовые магазины я писать не буду – о них достаточно написано еще в перестроечные годы, когда все приезжающие из СССР ходили в них на экскурсии.

  96  
×
×