Вот так подарочек я, Виола Тараканова, получила к Новому году – узнала...
— Тунисские, — заметил Пуаро. — Надеюсь, они не испорчены?
— Не беспокойтесь. На коробке указаны дата упаковки и срок хранения.
— Даты, — повторил Пуаро. — Удивительно!
— Что тут удивительного? На коробках всегда ставят даты.
— Я имел в виду не это. Удивительно, что вы произнесли слово «даты».
— Почему? — осведомилась миссис Оливер.
— Потому что, — ответил Пуаро, — вы снова и снова указываете мне chemin[22] — дорогу, которой я должен следовать. Даты… До этого момента я не сознавал, насколько они важны.
— Не вижу, какое отношение имеют даты к происшедшему здесь. Ведь это случилось всего пять дней назад.
— Четыре дня. Да, это правда. Но у каждого события есть прошлое, существовавшее неделю, месяц или год назад. Настоящее почти всегда коренится в прошлом. Год, два года, возможно, даже три года тому назад произошло убийство, которое видела Джойс Рейнолдс. Потому что девочка оказалась свидетельницей преступления, происшедшего в давно минувшую дату, ее убили четыре дня назад. Разве это не так?
— Думаю, что так. Хотя кто знает? Возможно, это дело рук какого-то психа, которому нравится засовывать чужие головы в воду и держать там, пока их обладатели не захлебнутся.
— Если бы вы так считали, мадам, то не обратились бы ко мне.
— Пожалуй, — согласилась миссис Оливер. — Уж очень от всего этого дурно пахло. Мне это не понравилось и не нравится сейчас.
— По-моему, вы абсолютно правы. Если вам не нравится запах, нужно выяснить почему. Я изо всех сил стараюсь это сделать, хотя вы, возможно, так не думаете.
— Стараетесь, ходя вокруг да около, болтая с людьми, выясняя, приятные они или нет, а потом задавая им вопросы?
— Вот именно.
— Ну и что вы узнали?
— Факты, — ответил Пуаро. — Факты, которые в свое время будут расставлены по местам при помощи дат.
— Это все? Что еще вам удалось узнать?
— Что никто не верит в правдивость Джойс Рейнолдс.
— Когда она говорила, что видела убийство? Но я сама это слышала.
— Да, она это говорила. Но никто не верит, что это правда. Следовательно, существует возможность, что она не видела ничего подобного.
— Мне кажется, — заметила миссис Оливер, — что ваши факты тянут вас назад, вместо того чтобы вести вперед или хотя бы оставлять на том же месте.
— Факты следует привести к соответствию. Возьмем, к примеру, подделку. Все говорят, что девушка au pair сумела до такой степени войти в доверие к пожилой и очень богатой вдове, что та написала кодицил к завещанию, оставляя ей все деньги. Кодицил оказался поддельным. Но подделала ли его иностранная девушка или же кто-то другой?
— Кто еще мог его подделать?
— В деревне был другой «специалист» в этой области. Его уже однажды обвинили в подделке, но он легко отделался, так как совершил преступление впервые и при смягчающих обстоятельствах.
— Новый персонаж? Я его знаю?
— Нет, не знаете. Его уже нет в живых.
— Вот как? Когда же он умер?
— Около двух лет назад. Точная дата мне еще неизвестна, но я ее выясню. Из-за историй с женщинами, возбуждавшими ревность и иные эмоции, его зарезали однажды ночью. У меня есть идея, что отдельные инциденты могут оказаться связанными друг с другом теснее, чем о них думают. Возможно, не все, но некоторые из них.
— Звучит интересно, — сказала миссис Оливер, — но я не вижу…
— Пока что я тоже, — прервал Пуаро. — Но думаю, даты могут помочь. Даты определенных событий, того, где находились люди, что они делали и что с ними происходило. Все думают, что иностранная девушка подделала завещание, и, возможно, они правы. В конце концов, выигрывала от этого только она. Хотя подождите…
— Подождать чего? — осведомилась миссис Оливер.
— Мне в голову пришла очередная идея, — сказал Пуаро.
Миссис Оливер со вздохом взяла очередной финик.
— Вы возвращаетесь в Лондон, мадам? Или погостите здесь еще?
— Возвращаюсь послезавтра. Больше не могу здесь задерживаться. У меня скопилось много дел.
— Скажите, в вашей квартире или вашем доме — не помню, где вы сейчас живете, так как вы в последнее время часто переезжали, — там есть комната для гостей?
— Я никогда в этом не признаюсь, — ответила миссис Оливер. — Если вы скажете, что у вас в Лондоне есть свободная комната, то все ваши друзья, знакомые и их родственники забросают вас письмами с просьбами приютить их на ночь. Мне это вовсе не улыбается. Придется сдавать в прачечную постельное белье; к тому же гостям нужен утренний чай, а некоторые ожидают, что им еще будут подавать еду. Поэтому о том, что у меня есть свободная комната, знают только самые близкие друзья. Люди, которых я хочу видеть, могут прийти и остаться, но другие — благодарю покорно. Не желаю, чтобы меня использовали.