77  

Большевики стремились использовать науку для построения этого государства и всего «светлого будущего». Ведь еще Чернышевский писал о чудесах технического прогресса! Что в полях будут работать машины, по дорогам бегать автомобили, а людям останется только управлять машинами и заниматься философией.

Большевики верили и в то, что построение коммунизма — предсказанное наукой событие, что работы ученых прямо ведут к «единственно верному» учению Карла Маркса. «Социалистическое государство начало строиться на научной основе великого учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина».

В январе 1918 года комиссары появляются в Академии наук и составляют опись — чего именно не хватает ученым? Чего еще надо привести, принести и купить? Это производит хорошее впечатление.

Тогда же Ленин пишет «Набросок плана научно-технических работ». И он, и другие видные большевики неоднократно встречаются с учеными и, похоже, всерьез заинтересованы в развитии науки. Ведь сам их приход к власти научен!

22 апреля 1918 года СНК издает постановление «Принципиально признать необходимость финансирования соответственных работ Академии». Ну, и просит помочь правильно распределить в стране промышленность и в деле «наиболее рационального использования ее хозяйственных сил».

В 1918 году ученым дают такие же продовольственные карточки, как рабочим — приравнивают их по ценности к пролетариям.

Это может показаться невероятным, но в годы Гражданской войны Академия посылала большие экспедиции на Кольский полуостров и на Курскую магнитную аномалию. Для этих экспедиций выделялись немалые средства.

В 1919 году Академии наук начинают передавать новые здания в центре Москвы и Петербурга.

На стороне большевиков выступили такие мировые знаменитости, как Иван Петрович Павлов (1849–1936), Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), Владимир Иванович Вернадский (1863–1945), Климент Аркадьевич Тимирязев (1843–1920).

Когда Тимирязев в знак протеста против «вооруженной интервенции» Британии в 1919 году отказался от звания почетного профессора Кембриджа, — это произвело впечатление.

Ученые и наука — это основа научно-технического прогресса.

Ученые — это и марка правительства за рубежом.

Не забудем — в начале XX века престиж науки был намного выше, чем в начале XXI. Ученые были неплохо обеспечены материально и занимали в обществе очень высокое положение.

Научно-технический прогресс XIX века, рукотворные «чудеса» поезда, телеграфа, телефона, научной медицины, парохода и автомобиля еще не стали чем-то обыденным. Все это — материально-техническая база цивилизации — возникало на глазах людей того времени. В 1917 г. еще живы были те, кто помнил мир без этих всех «чудес».

В мире 1917–1922 годов слово ученых звучало очень громко, их слушали многие и многие. Поддержка большевиков даже немногими известными учеными стоила многого.

Часть V

ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ

Глава 1. Да здравствует неравенство народов!

Число ленинских декретов превышает 2 тысячи, но один из этих первых Декретов до сих пор скрывается. Это «Декрет о репрессированных народах» от 29 октября 1917 года.

Царизм угнетал многие народы Российской империи. Держал их в «тюрьме народов». Потому репрессированные царизмом народы должны рассматриваться как пострадавшие. Даже если представители этого народа были дворянами или купцами — но в целом народ-то репрессированный! И все ограничения, которые обрушиваются на представителей эксплуататорских сословий, на представителей этих народов не распространяются.

В число репрессированных народов вошли народы Севера — чукчи, юкагиры, ительмены, селькупы… Народы Средней Азии, Кавказа — сарты, черкесы, лазы, осетины… те, кого завоевала империя, покорила, сделала неравноправной частью своего населения.

Поляки и украинцы не считались репрессированными народами. Евреи считались.

В первые десятилетия Советской Власти потомку дворян, купцов, духовных лиц было трудно получить образование, продвинуться по службе. В 1922–1923 годах стали «чистить» высшие учебные заведения, выгоняя «по анкетным данным» студентов даже со старших курсов (что вызвало много самоубийств). Сын христианского священника должен был или отрекаться от отца через газеты, или бежать за границу, или влачить существование, никак не соответствующее его домашней подготовке и умственным способностям. Сын раввина или шамана мог поступать в любой ВУЗ без ограничений.

  77  
×
×