79  

Глава 3. «Культурная революция»

В Советской республике запрещено было празднование Рождества Христова и вообще всех религиозных праздников. Запрещены были все атрибуты Пасхи, включая крашеные яйца или возглас «Христос воскресе!». Запрещено было ставить елку.

Входя в дома, тыкали пальцем в иконы: «А ну, убрать немедленно!» Разумеется, ни один коммунист или «сочувствующий» не мог носить крест.

Для коммунистов и 1812 год был исключительно «спасением помещичьей Расеи руками обманутых крестьян».

И завоевание мусульманских областей описывалось так: «Погубил на стенах крепости несколько сот русских мужиков, одетых в солдатские шинели».

Что же признавалось в русской истории? Только одно «освободительное движение». Степан Разин, Кондрат Булавин, Емельян Пугачев и другие разбойники должны были стать героями для россиян. А Суворов, Кутузов, Нахимов — соответственно должны были предстать «реакционными защитниками старого режима».

Даже изобразительное искусство и поэзия становились способом «революционного преобразования действительности».

Русские авангардисты вовсе не считали себя жрецами чистого искусства. Они были убеждены, что без признания их искусства социалистическая революция не будет до конца завершенной.

В 1917 и 1918 годах, да и позже, Малевич в своих статьях прямо требовал «создания мирового коллектива по делам искусства» и учреждения «посольств искусств во всех странах», «назначения комиссаров по делам искусства в губернских городах России», «проведения новых реформ в искусстве страны». Потому что «кубизм, футуризм, симультанизм, супрематизм, беспредметное творчество» — это искусство революционное.

ЦЕРКОВЬ

В декабре 1917 года из ведения Церкви были изъяты учебные заведения и запись актов гражданского состояния. 23 января 1918 года опубликовали Декрет «О свободе совести». Он лишил Церковь и все другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества. Церковь перестала быть юридическим лицом.

Декретом запрещалось преподавание религиозных учений, а Церкви было запрещено издавать книги, журналы и газеты.

В декрете о свободе совести граждане России получали право «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». По Конституции 1918 года государство получало право вести антирелигиозную пропаганду, но Церковь вовсе не получала право вести религиозную проповедь.

Священникам запрещалось ходить в пастырском облачении вне здания церкви. Категорически запрещалось проводить любые религиозные обряды вне зданий храмов.

Естественно, священники категорически не допускались в Красную Армию, в места заключения, на производство, в учебные заведения.

В январе 1918 г. под Киево-Печерской лаврой убит первый новомученик из архиереев, митрополит Владимир (Богоявленский). Иерея долго избивали, требуя признать, что Христос был лжец.

Это был первый из 28 епископов, погибших в следующие четыре года.

В январе 1918 года начинают осквернять храмы и монастыри. Началось еще во время захвата Кремля в ноябре 1917 года.

«Летучие отряды» во время «продовольственной диктатуры» истребляли сельских священников.

К концу 1918 года закроют 600 монастырей. Монахов перестреляют. И в 1919 году продолжат.

Глава 4. Семейная революция

Отмирание семьи предсказывалось Марксом и Энгельсом как один из итогов пролетарской революции — наряду со стиранием различий между городом и деревней, уничтожением частной наживы, наемного труда, провозглашением общественной гармонии.

В ноябре 1917 года изданы Декреты о равенстве мужчин и женщин, о гражданском браке. Под гражданским браком понималось не совсем то, что теперь: не сожительство без регистрации. В 1917 году под гражданским браком понимался брак, зарегистрированный государством, без венчания в церкви.

Но это ведь не «уничтожение семьи»…

А. Коллонтай еще в царское время организовала общество «Долой стыд». Члены этого общества выходили на улицы голыми, с лентами через плечо и надписью: «Долой стыд».

Декрет Саратовского губернского совета народных комиссаров об отмене частного владения женщинами

Законный брак, имеющий место до последнего времени, несомненно является продуктом того социального неравенства, которое должно быть с корнем вырвано в Советской республике. До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуазии в борьбе с пролетариатом, благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуазии, империалистов, и такой собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода. Потому Саратовский губернский совет народных комиссаров с одобрения Исполнительного комитета Губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, постановил:

  79  
×
×