9  

– Прошу, – эхом повторил Жербунов, и мы выпили.

Брюсов сошел с эстрады и вернулся за свой столик. Двое людей в военной форме вынесли из-за кулис на эстраду громоздкую позолоченную лиру на подставке и табурет. Затем они принесли столик, поставили на него пузатую ликерную бутылку и две рюмки, прикрепили к кулисам куски картона со словами «Раскольниковъ» и «Мармеладовь» (я сразу решил, что мягкий знак на конце слова – не ошибка, а какой-то символ), а в центре повесили табличку с непонятным словом «йхвй», вписанным в синий пятиугольник. Разместив эти предметы, они исчезли. Из-за кулис вышла женщина в длинном хитоне, села за лиру и принялась неспешно перебирать струны. Так прошло несколько минут.

Затем на сцене появились четверо человек в длинных черных плащах. Каждый из них встал на одно колено и поднятой черной полой заслонил лицо от зала. Кто-то зааплодировал. На противоположных концах эстрады появились две фигуры на высоких котурнах, в длинных белых хламидах и греческих масках. Они стали медленно сходиться и остановились, немного не дойдя друг до друга. У одного из них в увитой розами петле под мышкой висел топор, и я понял, что это Раскольников. Собственно, понять можно было и без топора, потому что на кулисах напротив него висела табличка с фамилией. Актер, остановившийся у таблички «Мармеладовь», медленно поднял руку и нараспев заговорил:

  • – Я – Мармеладов. Сказать по секрету,
  • мне уже некуда больше идти.
  • Долго ходил я по белому свету,
  • но не увидел огней впереди.
  • Я заключаю по вашему взгляду,
  • что вам не чужд угнетенный народ.
  • Может быть, выпьем? Налить вам?
  • – Не надо.

Актер с топором отвечал так же распевно, но басом; заговорив, он поднял руку и вытянул ее в сторону Мармеладова, который, быстро налив себе рюмку и опрокинув ее в отверстие маски, продолжил:

  • – Как вам угодно. За вас. Ну так вот,
  • лик ваш исполнен таинственной славы,
  • рот ваш красивый с улыбкой молчит,
  • бледен ваш лоб и ладони кровавы.
  • А у меня не осталось причин,
  • чтоб за лица неподвижною кожей
  • гордою силой цвела пустота
  • и выходило на Бога похоже.
  • Вы понимаете?
  • – Думаю, да…

Меня пихнул локтем Жербунов.

– Чего скажешь? – тихо спросил он.

– Рано пока, – ответил я шепотом. – Дальше смотрим.

Жербунов уважительно кивнул. Мармеладов на сцене говорил:

  • – Вот. А без этого – знаете сами.
  • Каждое утро – как кровь на снегу.
  • Как топором по затылку. Представить
  • можете это, мой мальчик?
  • – Могу.
  • – В душу смотреть не имею желанья.
  • Там темнота, как внутри сапога.
  • Словно бы в узком холодном чулане –
  • мертвые женщины. Страшно?
  • – Ага. Что вы хотите? В чем цель разговора?
  • – Прямо так сразу?
  • – Валяйте скорей.
  • – Может, сначала по рюмке ликера?
  • – Вы надоедливы, как брадобрей.
  • Я ухожу.
  • – Милый мальчик, не злитесь.
  • – Мне надоел наш слепой разговор.
  • Может быть, вы наконец объяснитесь?
  • Что вы хотите?
  • – Продайте топор…

Я тем временем оглядывал зал. За круглыми столиками сидело по трое-четверо человек; публика была самая разношерстая, но больше всего было, как это всегда случается в истории человечества, свинорылых спекулянтов и дорого одетых блядей. За одним столиком с Брюсовым сидел заметно потолстевший с тех пор, как я его последний раз видел, Алексей Толстой с большим бантом вместо галстука. Казалось, наросший на нем жир был выкачан из скелетоподобного Брюсова. Вместе они выглядели жутко.

Я перевел глаза и заметил за одним из столиков странного человека в перехваченной ремнями черной гимнастерке, с закрученными вверх усами. Он был за столиком один, и вместо чайника перед ним стояла бутылка шампанского. Я решил, что это какой-то крупный большевистский начальник; не знаю, что показалось мне необычным в его волевом спокойном лице, но я несколько секунд не мог оторвать от него глаз. Он поймал мой взгляд, и я сразу же отвернулся к эстраде, где продолжался бессмысленный диалог:

  • – …Что? Да зачем?
  • – Это мне для работы.
  • Символ одной из сторон бытия.
  • Вы, если надо, другой украдете.
  • Краденным правильней, думаю я?
  • – Так… А я думаю – что за намеки?
  • Вы ведь там были? За ширмою? Да?
  • – Знаете, вы, Родион, неглубоки,
  • хоть с топором. Впрочем, юность всегда
  • видит и суть и причину в конечном,
  • хочет простого – смеяться, любить,
  • нежно играет с петлею подплечной.
  • Сколько хотите?
  • – Позвольте спросить,
  • вам для чего?
  • – Я твержу с первой фразы –
  • сила, надежда, Грааль, эгрегор,
  • вечность, сияние, лунные фазы,
  • лезвие, юность… Отдайте топор.
  • – Мне непонятно. Но впрочем, извольте.
  • – Вот он… Сверкает, как пламя меж скал…
  • Сколько вам?
  • – Сколько хотите.
  • – Довольно?
  • – Десять… Пятнадцать… Ну вот, обокрал.
  • Впрочем, я чувствую, дело не в этих
  • деньгах. Меняется что-то… Уже
  • рушится как бы… Настигло… И ветер
  • холодно дует в разъятой душе.
  • Кто вы? Мой Бог, да вы в маске стоите!
  • Ваши глаза как – две желтых звезды!
  • Как это подло! Снимите!

Мармеладов выдержал долгую и страшную паузу.

  9  
×
×