114  

С первых дней пребывания на Кипре перед тамплиерами встала задача определения собственного места в новых условиях. Ведь оставление Святой Земли было для них не эпизодом истории: с потерей священных мест христианства храмовники лишались того, что определялось термином raison d'etre — «смысл существования». Выбор пути в немалой степени зависел от того, кто встанет во главе ордена в это трудное время. По этому вопросу в братстве возникли довольно серьезные разногласия, и лишь в 1293 году был избран новый великий магистр ордена, волею судьбы оказавшийся и его последним магистром. Им стал французский дворянин Жак де Моле. В момент избрания ему было уже за пятьдесят, и половину жизни он отдал тамплиерскому братству. Этот выбор во многом определил всю дальнейшую стратегию ордена и, в значительной мере, его судьбу.

Жак де Моле был представителем наиболее консервативной части храмовников. Для нового магистра и его единомышленников потеря Акры и оставление Левантийского побережья были лишь трагической случайностью, стечением обстоятельств. С их точки зрения, все можно было вернуть на круги своя, притом без каких-либо запредельных усилий. Один крестовый поход должен возвратить все утраченное — таким было кредо великого магистра. Жак де Моле словно не замечал, что на дворе не конец XI, а конец XIII века; не хотел видеть, что крестоносное движение в его первоначальном виде уже агонизирует; не обращал внимания на то, что европейские правители давно погрязли в собственных делах, махнув рукой на святые цели. Ничего этого магистр, а вслед за ним и большинство тамплиеров, не видели. Не понимал де Моле и причин потери популярности тамплиерского братства в общественном мнении Европы. Он считал, что орден по-прежнему процветает и силен как никогда, что тамплиеры, как и сто пятьдесят лет назад, остаются передовым отрядом христианства, и служить в этом отряде — честь для любого католика. Между тем, орден был поражен серьезным внутренним кризисом и превращался в замкнутую саму на себя корпорацию с постоянно оскудевающим притоком новых членов. Полная закрытость тамплиерских собраний и завеса тайны, окружающая прием неофитов в орден, порождали самые невероятные слухи об оргиях, непристойных обрядах и т. д. Тамплиеры в своей гордости считали недостойным для себя опровергать такого рода негативную информацию и на многочисленные неприятные вопросы отвечали одно: наша цель — Гроб Господень, и все, что ни делают тамплиеры, служит делу его освобождения.

Уже в 1294—1295 годах Жак де Моле переходит к активным действиям по организации нового крестового похода. Он посещает Италию, Францию и Англию и пытается убедить властителей поделиться деньгами и людьми для святого дела. Попытка эта безнадежна: небольшие подачки да обещания — вот и все, что он получает в итоге. Однако де Моле не собирается отказываться от избранного пути. Еще почти десять лет рыцари Храма, используя Кипр в качестве основной базы, пытаются вести активную политику в Восточном Средиземноморье. К 1305 году полный провал этих попыток становится очевидным для всех: для европейских королей и, в первую очередь, французского монарха Филиппа IV; для римского престола в лице вновь избранного папы-француза Климента V; для руководителей других духовно-рыцарских орденов (тевтонцы окончательно выбирают северное направление экспансии, а великий магистр госпитальеров Фульк де Вилларе начинает готовить экспедицию по захвату Родоса). И только консервативное крыло тамплиеров во главе с де Моле еще рассчитывает поправить ситуацию старыми методами, но и в нем нарастают пораженческие настроения. Многие храмовники поддерживают святое дело лишь на словах, не желая жертвовать ни собственными богатствами, ни устоявшимся образом жизни. Это особенно заметно в Европе, и прежде всего во Франции, где тамплиеры владеют огромным количеством земель, десятками замков и, фактически, превращаются в обычных средних и мелких феодалов, не отличаясь от светских феодалов ни по жизненному укладу, ни по экономическим возможностям.

Летом 1306 года римский первосвященник Климент V окончательно приходит к мысли о необходимости поиска новых путей на восточном направлении политики апостольского престола. С целью обсудить существующие реалии, он вызывает в Европу великих магистров обоих главных рыцарских орденов — Жака де Моле и Фулька де Вилларе. Возможно, что папа лелеет мысль об объединении орденов и концентрации сил христианства для возвращения Святой Земли. Это вполне вероятно, так как именно в это время появляется и обретает популярность трактат юриста из Нормандии Пьера Дюбуа «О возвращении утраченной Святой Земли». В нем Дюбуа активно ратует за полное объединение духовно-рыцарских орденов: больше того — требует лишения рыцарей-монахов их имущества, то есть, фактического превращения их в наемных воинов церкви. С точки зрения юриста, это позволит ежегодно экономить огромную сумму в восемьсот тысяч турских ливров, а такого количества денег будет вполне достаточно и для отвоевания (постепенного, конечно) Леванта и для его дальнейшей защиты.

  114  
×
×