93  

Спортивная школа «Огонёк» была создана в городе Чусовом в конце 50-х годов XX века как центр развития зимних (лыжных и санных) видов спорта. Когда в 80-х годах Всесоюзным спорткомитетом было принято решение о проведении зимней Спартакиады народов СССР в городе Чусовом, «Огоньку» был присвоен статус Школы олимпийского резерва. Тогда же началось строительство нынешнего комплекса на маленькой речке Архиповке, где имелись хорошие горные склоны с перепадом высот в 110 м.

На склоне Арининой горы были проложены трассы для фристайла и могула, горнолыжная трасса, санный жёлоб длиной 1150 м — тобогган. Были построены трамплины и подъёмники. Под горой вырос посёлок из красивых домов в «швейцарском» стиле. «Огонёк» активно работает и сейчас: здесь платные трассы, пункты проката, три маленькие гостиницы, кафе, автостоянка. «Огонёк» — любимое место зимнего отдыха и развлечений у состоятельных людей из Нижнего Тагила, Горнозаводска, Чусового, Лысьвы и Перми.

Школа «Огонёк» воспитала множество мастеров спорта, известных спортсменов, чемпионов. Самый прославленный её выпускник — Сергей Щуплецов. В 1995 году он выиграл кубок мира по фристайлу на зимней Олимпиаде в Альбервилле, но через несколько дней погиб в автомобильной катастрофе.

В 80-х годах школой руководил Леонард Дмитриевич Постников — почётный житель города Чусового, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный деятель культуры России. Это ему пришла в голову идея организовать при школе музей, который ныне превратился в целый комплекс музеев «истории реки Чусовой». Виктор Астафьев называл Леонарда Постникова «талантом и подвижником», а критик Валентин Курбатов добродушно иронизировал, что Постников работает «на беду тамошней, не знающей, куда от него деваться, культуре».

Всё началось с того, что на «Огонёк» из деревушки Шалыги привезли остов деревянной Свято-Георгиевской церкви XVI века. Вслед за этой церковью на «Огонёк» начали свозить другие интересные постройки; Постников стал собирать этнографические материалы и раритеты; появились первые реконструкции-«новоделы». Сейчас в комплекс входят музей школы «Огонёк» с многочисленными фотографиями спортсменов и кубками; Музей писателей Урала; Музей Александра Грина. Здесь же этнографические музеи: деревенская лавка, крестьянский дом, дом богатого промышленника Третьякова (постройки 1876 года), деревенская баня, деревенская кузница. Имеются охотничий приют, ветряная мельница, водяная мельница (с речки Боярки, притока Чусовой), действующая церковь, настоящие карусели 50-х годов, театр-музей русской деревянной игрушки, амбар, звонница, колодец с колесом-воротом, пруд, в котором вместо лебедей пока что плавают обычные гуси. Почти перегородив речку Архиповку, в воде лежит струг, построенный в натуральную величину. В комплексе много памятников: памятник А. Грину — фрагмент старинной железной конструкции с Архангело-Пашийского завода; памятник жертвам ГУЛАГа — валун, оплетённый огромной колючей проволокой; пушка — памятник Гражданской войне; памятник поэту- футуристу и авиатору В. Каменскому — макет аэроплана. Поставлены памятные кресты: крест Сергею Щуплецову, крест с кружкой для сбора средств на восстановление Свято-Георгиевской церкви; целая рощица крестов чусовлянам, погибшим на чеченских войнах. В комплексе находится и домик самого Л. Д. Постникова.

Судьба музея непростая. Его до сих пор «не признают»; много раз его пытались закрыть, упразднить, передать для забав «новым русским». Л. Д. Постников даже объявлял голодовку. По недосмотру сторожа сгорела Свято-Георгиевская церковь, с которой всё и начиналось. Л. Д. Постникова, директора «Огонька», вынудили уйти с работы. Власти не дали перевезти в музей домик, который построил для себя и своей семьи Виктор Астафьев, пока он жил в Чусовом; этот домик был срочно музеефицирован «на муниципальном балансе». Об этом сам В. Астафьев в 1997 году писал в письме: «С музеем, домиком моим чусовским, дело движется, но так ли своеобычно: избушку обносят литой оградой, как Летний сад в Петербурге, и никто не хочет понимать неуместности этакой роскоши, и сам уж музей, наверное, ни к чему. Как представлю, чего в нём нагородят — оторопь берёт, одно и утешение, что я этого не увижу».

Но Музей Леонарда Постникова всё равно живёт и привлекает всё больше посетителей. Добровольные жертвователи дарят музею свои реликвии и раритеты; находятся спонсоры. С Л. Д. Постниковым дружат, переписываются и встречаются многие деятели культуры и искусства России. Музей насчитывает уже десятки тысяч экспонатов, но всё-таки остаётся самодеятельным. У него нет серьёзной научной базы; он разрастается стихийно. Впрочем, такая «хаотичность» создаёт ощущение «живого», органичного, развивающегося и обновляющегося музея. Сочетание подлинников и «новоделов» постепенно приближает музей истории реки Чусовой к типу «развлекательного музея», широко распространённому в Западной Европе и Америке.

  93  
×
×