81  

Казацкое оружие было короткое копье, сабля и секира. Любимый цвет шляхетских жупанов был белый, а сверху накидывали синий плащ.

Запорожцы, вооруженные самопалами и копьями, были одеты как на подбор: в красные шаровары, черные киреи[53] и большие бараньи шапки. Донцы же и московские люди одевались кто во что горазд, большинство было вооружено саблями да луками, колчаны со стрелами носили за плечами.

Пестрота царила в Тушине необычайная, а народищу развелось столько, что приходилось беспрестанно строить новое и новое для них жилье. Шутка сказать: восемнадцать тысяч поляков конницы да две тысячи пехоты, запорожцев тысяч тридцать да донцов пятнадцать. И вся эта силища просила заделья!

Шуйский терял голову от бед, которые грозили ему со всех сторон. Московские войска уже не справлялись с беспрестанными вылазками тушинцев, все новые и новые города присягали Димитрию. Уж насколько удачлив был как полководец Скопин-Шуйский, но с ним одним не победишь ворога, за коего выходила биться вся чернь! Поэтому князь Михаил поддержал намерение царя Василия просить помощи у шведов и сам отправился на север встречать их войско, во главе которого стал Яков Понтус Делагарди: потомок французских переселенцев в Швецию, по слухам, воин непобедимый.

Между тем тушинцы, опасаясь усиления царских войск за счет наемников, решили взять наконец-то Москву. Причем они прекрасно понимали, что броском дела не сделаешь: столицу надобно изморить. Но для начала, еще прежде Москвы, решено было захватить Троицкий монастырь.

Это было предложение Сапеги, он же вызвался справиться с Троицей. Намерение его было одобрено всеми военачальниками и советниками Димитрия. Ведь Троицкий монастырь стоял на дороге из Москвы в заволжский край; по этой дороге привозили в Москву запасы, и по этой же дороге доставлялось продовольствие в тушинский лагерь. Овладеть этой дорогой значило овладеть главным продовольственным путем, лишить неприятеля пропитания. Даже просто поставить под Троицей войско, чтобы преградить путь обозам, направляющимся в Москву, и то было выгодно!

Однако полякам-католикам этого было мало. Им хотелось непременно взять Троицу! Ведь это было самое святое место в Московском государстве, национальная святыня, дорогая сердцу каждого русского человека. Монастырь традиционно стоял за крепкую государственную власть, пусть даже она воплощалась в лице такого ненадежного и шаткого человека, как Василий Шуйский; отлагаться от Василия Ивановича Троица не собиралась, более того – всячески поддерживала на Руси его падающее значение. Архимандрит Иосиф и келарь[54] Авраамий Палицын рассылали по Руси грамоты, возбуждали народ стоять за царя Василия и не доверять прельщениям обманщика Димитрия. В Новгород, в Вологду, на край Студеного моря[55], в страны приволжские, в Казань, Нижний Новгород и даже далекую Сибирь достигали их послания. Если кое-где русские колебались, отпасть ли от Шуйского, присоединиться ли к Димитрию, то часто продолжали поддерживать нелюбимого царя Василия именно потому, что Сергий и Никон чудотворцы[56] – как бы за него. Святых Сергия и Никона народ считал дарователями побед. Димитрий весьма вырос бы в глазах России, если бы в этом монастыре молились за него, а не за Шуйского!

Монахи Троицы были весьма воинственны. Не только иноки Троицы Пересвет и Ослябя сражались на поле Куликовом, нынешние обитатели монастыря частенько выходили из стен своей обители и нападали на гонцов, которые от имени Димитрия рассылались по русским землям. Это безмерно злило тушинцев.

– Царь Димитрий! – беспрестанно подзуживал Сапега. – Стужают[57] твоему благородству эти седые грай-вороны[58], гнездящиеся в своем каменном гробе. Они нам делают всякие пакости. Слух носится, что ждут князя Михаила Скопина со шведами; когда они придут, то займут Троицкую твердыню и могут быть нам опасны. Пока еще они не окрепли, пойдем смирим их, а если не покорятся, то рассыплем в пыль их жилища.

23 сентября 1608 года Сапега стал под Троицей. Начавшаяся осада еще пуще повредила Шуйскому. Новгородцы, псковичи и дети боярские из заволжских уездов толпами уходили из его войска, опасаясь за судьбу своих семей: ведь по всей России шатались шайки разбойников и поляков. Нельзя было поручиться, чтобы край, преданный Шуйскому сегодня, не изменил ему завтра. Как ни был самоуверен Василий Иванович, он не мог не видеть, что над ним – гнев Божий. Призрак Димитрия, многократно преданного Шуйским, сначала в Угличе, а потом и в Москве, маячил перед его глазами днем и терзал его ночью. Василий Иванович то обращался к церкви и молитве, то призывал волшебниц и гадальщиц, то казнил изменников, то объявлял москвичам: «Кто мне хочет служить, пусть служит и сидит в осаде, а кто не хочет, пусть идет прочь теперь же, я никого не держу!»


  81  
×
×