79  

- Опять твой поп все напутал! Святая троица, святая троица - все под свою веру подстроить норовит! Не так все на самом деле!

- А как?

- Хочешь знать? А как же скорбь от приумножения знаний?

- Дураком быть - тоже не весело.

- Земного не познавши, небесное постичь хочешь? Слыхал такую пословицу?

- Земное небесным управляется, если не знаешь причин - не поймешь и смысла.

- Интересно с тобой, отрок, давно у меня такого собеседника не случалось. Ну, слушай, если желание есть. Сварог, действительно, - Вседержитель, Отец Творения, создавший первоначальное бытие. Это - верно, а вот насчет Даждьбога, поп твой соврал… Ну, может, не соврал - ошибся. Он, хоть и умен, и наукам обучен, а пошел по стопам людей простых, умствованиями себя не обременяющих: раз - солнечный бог, то, значит, он сам и есть солнце. А на самом деле… ты такие имена слыхал: Хорс, Ярило?

- Слыхал.

- И что они значат?

- Солнце.

- Что, три разных имени?

- У разных народов солнечный бог по-разному назывался: у египтян - Ра, у древних греков Гелиос…

- Так то - у разных, а мы-то - один народ. Так вот: Даждьбог, Хорс и Ярило - не три названия одного, а три сына Свароговых, которые солнце по небу водят, но каждый в свое время. Хорс - от зимнего солнцеворота до весеннего равноденствия, Ярила - от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота, а Даждьбог - от летнего солнцеворота до осеннего равноденствия. Вот так-то!

- А осенью?

- А осенью природа умирает, день на убыль идет. Солнце в осень водят опять три брата: Перун, Троян и Яровит. Ну, и где здесь святая троица?

- Но, все равно, похоже!

- Похоже. Как первых людей звали?

- Адам и Ева.

- А по-нашему: Одинец и Дева. Почти одно и тоже. В одном твой поп прав - есть, где-то в глубине времен общие корни, есть, но слишком много времени прошло, слишком далеко мы разошлись. И - Нинея тяжело вздохнула. - Продолжаем расходиться. Сам видел, как Настена от Велесовой мудрости шарахается, страшней она ей кажется, чем христианство, хотя от нас она зла не видела, а христиане ее семью убили.

Вот поп тебе говорил, что германцы нас давят, а почему? Да потому, что лютичи и бодричи между собой резались яростнее, чем с германцами. Если изредка мирились, так от германцев только брызги летели, а потом - опять за свое… Рюрик-то, ведь, бодричем был, ушел от междоусобиц. Сюда пришел, чтобы единый народ в единую державу собрать, а потомки его - Рюриковичи - опять землю делят, да между собой режутся.

- Да что же, на нас проклятие какое-то лежит, что ли?

- Глупости! Нет никакого проклятия! Воля нужна и сила в одном кулаке! Карать тех, кто разлад вносит, без жалости!

"Ни хрена себе! А бабка-то - государственница! Дай ей силу, она такого шороху наведет, такую великую державу построит от моря до моря… Императрица! Екатерина Великая, не меньше! Только вот, бодливой корове, как говорится, Бог рогов не дал. А может, есть рога, или выращиваются?".

Нинея, похоже, сама смутилась собственной откровенности.

- Не ожидал?

- Да, нет, баба Нинея, что-то такое и должно быть. Рюриковичи и вправду слабеют, единство теряют, между собой грызутся. Если от прежних времен что-то осталось, есть соблазн воспользоваться…

- Вот именно: "если осталось"… Ну, а если бы случилось, ты на чью сторону встал бы?

- Даже и думать о таком не хочу - крови-то сколько прольется! Да и не дадут нам между собой разобраться. Степь, Булгар, Ляхи, Нурманы, Угры, Царьград… Всех и не перечислишь. Обязательно попользуются, не устоим.

- А без крови как? Знаешь способ?

- Не знаю! Что ты от меня хочешь услышать? Чего вы все от меня хотите: ты, дед, Настена, Михаил?

"Клюнет или нет? Я же искренен, меня действительно это волнует, должна она это почувствовать!".

- Смотри-ка, захотел свое место в мире узнать! А не рано? Тебе же всего тринадцать.

- Меня к чему-то готовят, я хочу знать: к чему? С дедом все понятно, с Настеной, вроде бы, тоже, а отец Михаил, а ты?

- Мишаня, Мишаня… дите ты еще, хотя и умное. Ничего-то тебе непонятно, даже с дедом, а уж про остальных…

- Это как?

- А так. Чего ты думаешь дед боится?

- Что сотню добьют. Туровский князь не знает, на чью сторону мы встанем, если он от Киева отложиться вздумает. Ему легче нас угробить, чем постоянно оглядываться.

- И какой выход?

- Я думал: может под руку епископа отдаться? Церкви, чтоб на князей влиять, сила нужна.

- Это ты так думаешь, а дед?

  79  
×
×