– Очень трудная задачка, – переминалась с ноги на ногу Катя, – а пони так хочется!
– Входи в домик, – предложила я, – сейчас разберемся.
Устроившись с нежданной гостьей в гостиной, я взяла учебник и прочитала условие. «Одна конфета весит два грамма. Сколько весит килограмм конфет?»
– Совсем нетрудно, – обрадовалась я, – ответ – два кило!
– Почему? – заморгала Катенька.
– Одна конфета тянет на два грамма. Так?
– Почему? – спросила девочка. – Не понимаю.
– Здесь не надо соображать. Таково условие задачи, – улыбнулась я, – одна конфетка – две единицы веса. Значит, умножаем один на два и получаем? Сколько?
– Два, – ответила Катя.
– Молодец! – похвалила я малышку.
– Почему?
– Потому что ты быстро решила сложную задачку!
– Почему «два»? – опять спросила внучка Самойловых.
Я сделала глубокий вздох. Ребенок не совсем умственно полноценен, нужно проявить терпение и доходчиво объяснить.
Я встала, взяла из вазы трюфель и сказала:
– В нем два грамма. Ясно?
– Да, – кивнула Катюша.
– Теперь берем еще один и каков общий вес конфет? Два и два?
– Четыре! – радостно закричала Катенька.
– Ай, умница! А если третью штучку прибавим? Ну?
Катюша нахмурила лоб, сдвинула брови к переносице, сжала губы и неуверенно сказала:
– Шесть?
Я ощутила себя Макаренко, Ушинским и Песталоцци[14] одновременно.
– Гениально! Сообразила? Если одна конфетка весит пару граммов, то килограмм трюфелей тянет на два кило!
– Почему?
– Два умножаем на тысячу!
– Почему на столько?
– Килограмм – это тысяча.
– Почему? – повторила Катя.
Я вспотела, но не потеряла самообладания.
– Мы же не спорим с условием задачи?
– Нет, – кивнула малышка.
– Просто знаем: одна конфета весит два грамма?
– Ага.
– А килограмм – это тысяча, – терпеливо талдычила я.
– Почему?
Я схватила со стола шоколадку, быстро съела ее и продолжила.
– Апельсин – это апельсин. Яблоко – это яблоко. Согласна?
– Ага.
– А килограмм – это тысяча!
– Поняла, – закричала Катенька, – килограмм – тысяча, как апельсин – апельсин. Люди так придумали! Договорились между собой!
– Точно! – возликовала я.
– Читаю задачу, – воодушевилась девочка. – «Одна конфета весит два грамма, сколько весит килограмм конфет?» А килограмм – тысяча, как апельсин – апельсин! Умножаем на два!
– И получим?
– Два кило! – заорал ребенок. – У меня будет пони!
Я обняла счастливую девочку.
– Ты самая умная! Можешь собой гордиться!
Из Кати водопадом полились эмоции.
– Очень просто! Апельсин – апельсин!
– Ну конечно!
– А килограмм – тысяча!
– Точно!
В таком тоне мы пробеседовали еще минут пятнадцать, потом Катерина пошла к двери. Выходя на улицу, она притормозила и с тревогой поинтересовалась:
– Я ведь сама решила задачу? Вы мне не подсказывали?
– Конечно, нет, – успокоила я малышку, – это твоя личная победа.
– Тогда можно не говорить деду Ване, что я сюда приходила, – хихикнула Катя.
– Дедушке и бабушке всегда нужно говорить правду, – посерьезнела я.
– А пони? – прошептала Катя.
– Он никуда не денется, – утешила я ее. – Иван Сергеевич правильно оценит ситуацию и пусть позвонит мне, я подтвержу, что ты сама ломала голову над сложным заданием.
– Здорово! – запрыгала девочка. – Тетя Даша, непременно вас покатаю, когда лошадку получу!
Я помахала малышке рукой и пошла наводить порядок в коттедже. Не прошло и получаса, как меня оторвал от работы звонок домофона.
– Кто там? – спросила я.
– Даша, простите, можно вас на минуту, Катя сказала, вы здесь, – послышалось в ответ.
Я быстро открыла дверь и увидела красную заплаканную Катю, внучку соседа Иван Сергеевича, и ее бабушку, Зинаиду, симпатичную, моложавую даму спортивного телосложения, облаченную в белые брюки и куртку такого же цвета.
– Что случилось? – испугалась я. – Кто-то обидел Катюшу?
– Деда! – зарыдал ребенок, чьи умственные способности оставляли желать лучшего. – Пони… математика…
– Замолчи, – сердито сказала Зинаида.
Мне не понравилось, каким командным тоном женщина разговаривает с не совсем полноценным ребенком, поэтому я сухо поинтересовалась:
– Могу чем-то помочь?
– Я не вру, – захныкала Катя.
– Это мы проверим, – прищурилась Зина. – Даша, вы помогали Кате решить задачу?