Анж остолбенел. Рядом замерла Селена.

– Мим, гостям нужно присесть. Тебе следовало позаботиться об этом раньше, – укоризненно покачала головой хозяйка.

Коротышка выскочил из шатра и тут же вернулся с огромной, почти втрое больше него, белой скамьей с выгнутой спинкой.

Дежан совершенно потерял дар речи, зато не растерялась Селена.

– Теперь верю, что мы в балагане. И зачем вам художник и акробатка? Это другой жанр.

– Я и не ожидала, что вы согласитесь, – вздохнула Кристелла. – Прошу садиться. Эту скамью вытесал из глыбы мрамора Бенвенуто Челлини. Она очень удобна, я держу ее специально для гостей. Обратите внимание на тонкую работу. Арабески покрыты чистым золотом, правда, со временем оно потускнело и осыпалось. Что поделать, кочевая жизнь…

– Вытесал по вашему заказу, надо полагать? – Селена поудобнее устроилась на сиденье.

– Нет, заказывал Мим. Я доверяю его вкусу. Вы, конечно, проголодались в дороге. Накрой-ка на стол, – обратилась к коротышке рыжеволосая.

– Не волнуйтесь, – с натянутой вежливостью произнесла Селена. – Андрей, нам скоро возвращаться, не так ли?

– Это действительно мрамор, – Дежан ошалело смотрел на Мима, который возился с раскладным столом. – Но как…

– Мадам Брошногроджич, – сказала Селена, – раньше мне казалось, что театр и цирковые фокусы – понятия не очень-то совместимые.

– Это не фокусы, – улыбнулась в ответ хозяйка балагана. – Вам, дочери известного борца, не знавшего поражений, наверняка известно, что сила бывает не только у великанов.

Девушка закусила губу.

– Ладно, – она не собиралась сдаваться. – Мы выслушаем вас и уедем. Дом не заперт.

– Дорогая Орфелина, я заверила вас в письме, что дом находится под моей охраной. Но чтобы вас полностью успокоить… – В руках у Кристеллы словно из воздуха образовалась фотографическая карточка. – Вот, убедитесь.

Селена приняла карточку.

– Да, это наш дом. Ну и что?.. Андрей, посмотри!..

Анж перевел взгляд со скамьи на изображение. Он не понял, зачем кому-то понадобилось запечатлеть крыльцо мадам Донадье.

Черно-белое изображение вдруг ожило. Входная дверь медленно отворилась, оттуда выглянул взъерошенный и озадаченный Модильяни. В руке он держал клочок бумаги.

– Ваш друг задержался в гостях и теперь чувствует себя неловко. Ему кажется, что он вас стеснил, – пояснила Кристелла. – Орфелина, у него в руке ваша записка. А сейчас он положит ее во внутренний карман…

Амедео смял бумажку и зачем-то сунул ее за пазуху.

– …и отправится в «Ротонду», где еще надеется встретить Жакоба и Аполлинера.

Словно повинуясь словам Кристеллы, Моди бережно прикрыл за собой дверь, которая тут же оказалась перечеркнутой крест-накрест едва заметными линиями.

– Это защита, – сказала хозяйка. – Теперь любой злоумышленник пройдет мимо вашего жилища.

Амедео окинул удивленным взглядом пустой дом и… нетвердым шагом вышел за пределы снимка – Анж непроизвольно убрал руку с его пути. Карточка на глазах растворилась в воздухе.

– В чем вы пытаетесь нас убедить? – почти крикнула Селена. – Не слишком ли просто… для ангела?

– Только не требуйте прямых доказательств! – засуетился Мим. – Очень прошу, не надо!

– Успокойся, – ответила Кристелла. – Законы гостеприимства касаются всех.

– Я не верю в ангелов, – Селена была раздражена. – Это невозможно!

– Вот как? – В ярко-синих глазах хозяйки появилось нечто опасное, а голос наполнился силой, странной и жуткой. – Не желаете завершить одно дело? Относительно Марты Краузе и ее ухажера-предателя у меня есть особые полномочия. Предоставляю вам право решить их судьбу. Да-да, прямо сейчас.

Все затихли. Селена приготовилась отвечать, но вдруг сникла и опустила глаза.

– Не надо. Хорошо, я поверю без доказательств… Так что вам нужно?

– Спасти людей. Повернуть ход истории, если угодно.

Анж словно очнулся.

– Спасти… Вы действительно ангел смерти? – задумчиво спросил он.

– Не пытайтесь поймать меня на слове, – более мягким тоном сказала хозяйка. – В этом есть мой собственный интерес. Вы действительно узнаете обо всем, только сначала немного придите в себя. Сегодняшнее утро принесло вам слишком много впечатлений, в том числе неприятных. Хорошо, что вы приехали сюда подготовленными к необычному, в этом вам помогли общие сны и видения. Хорошо отдохните, наберитесь сил. Мне нужна ваша помощь, и я поэтому выступаю в роли просителя. Вы можете согласиться или отказать. А теперь оставлю вас… Смотрите, мой проныра уже успел накрыть стол. Угощайтесь. Через некоторое время мы к вам присоединимся.

Кристелла вышла из шатра. Комично подпрыгивая на ходу, Мим отправился за хозяйкой.

* * *

– Андрей, во что нас втянули? – Селена закрыла руками лицо. – Этот карлик и его хозяйка либо сумасшедшие, либо наделенные гипнотическим даром авантюристы. В любом случае нам от этого не легче. Мне не хочется участвовать в глупом представлении. Лучше бы мы отказались от сомнительной поездки и уехали из Франции в какое-нибудь тихое место, где нет людей и войны.

– Бежать, скрываться, быть счастливыми, – заговорил Анж. – В этом есть здравый смысл. Наверное, следует поступить именно так. Мы же знаем, что делаем это не из трусости. Разве постыдно любить и бояться друг за друга? Ведь если бы мне довелось узнать, что с тобой случилась беда, я бы умер.

– Я тоже, – отозвалась Селена. – Покончить с собой в случае твоей гибели было бы для меня спасением. Но этого ли хотят небеса? Мы вместе, мы неразделимы. Значит, смерть надеется взять с нас двойную дань… Давай спросим об этом у Кристеллы, если она… он… действительно ангел.

– У кого же, как не у нее, – мрачно заметил Анж. – И еще интересно, кто такой Мим. Я ведь едва смог приподнять эту чертову мраморную скамейку!

– Не потому ли, что на ней сидела я? – пошутила девушка, но тут же нахмурилась. – Андрей, ты еще не читал новый роман Анатоля Франса «Восстание ангелов»?

– В последнее время было не до чтения. При чем здесь Франс?

– Там есть персонаж, архангел Итуриил, который живет в Париже в облике красивой женщины. Так вот, у него – или у нее – тоже шляпа с крыльями, но только, кажется, черного цвета. Странное совпадение. А впрочем… Ну-ка, посмотрим, чем нас угощают хозяева.

Селена подбежала к столу.

– Жареная индейка! Свиные ребрышки в соусе, колбасная нарезка, салаты, картофель в сметане. А это что? Не разберу, но выглядит аппетитно… А вот супница. М-м-м! Восхитительный запах! Жаль, что я никудышный кулинар, иначе непременно попросила бы рецепт. О, бутылки! Без этикеток, зато с сургучными печатями. Андрей, ну неужели тебе не интересно?

– Я не голоден, – Дежан с трудом отвлекся от мыслей.

– Да ты бы взглянул! Изобилие!

Художник нехотя подошел к столу.

– Недурно. Яблоки похожи на восковые, таких больших я еще никогда не видел. А индейка… – Он коснулся пальцем хрустящей корочки.

В шатре появился Мим с большим кувшином в руках и полотенцем через плечо.

– Здесь вода с лимоном, розовыми лепестками и еще кое-какими травками. Подставьте руки. Ничего-ничего, прямо над землей… Мое изобретение, надо запатентовать: смывает грязь лучше всякого мыла. Мсье Дежан, возьмите полотенце. А теперь ваша очередь, мадемуазель.

Коротышка говорил с неожиданным дружелюбием. Анжу и Селене стало казаться, что они знакомы с ним уже очень давно.

– Приятно посидеть за семейным столом, – сказал Мим. – Вы милые, такими и должны быть любящие мужчина и женщина. Пожалуй, я вас усыновлю… если этого не сделает мадам Брошногроджич.

– Странная фамилия для ангела, – заметил художник.

– Ну да, – кивнул Мим и вдруг перешел на чистый русский. – Это длинная история. Во времена гуситских войн Кристелла представлялась внебрачной дочерью Прокопа Малого. Многие верили. Ее матерью считали Марицу из древнего и многочисленного рода, в котором людей было как борошна – муки́ то есть. Стояло у них свое деревянное городище. По легенде крепость окружил большой отряд чашников и сжег дотла. Так что из того борошна испекли пирог: старики – корж, детишки – начинка, сверху ягодки – девки незамужние, а полили всё сиропом из вдовьей крови.

×
×