30  


Исаакиевский собор.

Стихи о Петербурге

1

  • Вновь Исакий в облаченье
  • Из литого серебра.
  • Стынет в грозном нетерпенье
  • Конь Великого Петра.
  • Ветер душный и суровый
  • С черных труб сметает гарь…
  • Ах! своей столицей новой
  • Недоволен государь.

2

  • Сердце бьется ровно, мерно,
  • Что мне долгие года!
  • Ведь под аркой на Галерной
  • Наши тени навсегда.
  • Сквозь опущенные веки
  • Вижу, вижу, ты со мной,
  • И в руке твоей навеки
  • Нераскрытый веер мой.
  • Оттого, что стали рядом
  • Мы в блаженный миг чудес,
  • В миг, когда над Летним садом
  • Месяц розовый воскрес, —
  • Мне не надо ожиданий
  • У постылого окна
  • И томительных свиданий.
  • Вся любовь утолена.
  • Ты свободен, я свободна,
  • Завтра лучше, чем вчера, —
  • Над Невою темноводной,
  • Под улыбкою холодной
  • Императора Петра.

1913

О тебе вспоминаю я редко…

  • О тебе вспоминаю я редко
  • И твоей не пленяюсь судьбой,
  • Но с души не стирается метка
  • Незначительной встречи с тобой.
  • Красный дом твой нарочно миную,
  • Красный дом твой над мутной рекой,
  • Но я знаю, что горько волную
  • Твой пронизанный солнцем покой.
  • Пусть не ты над моими устами
  • Наклонялся, моля о любви,
  • Пусть не ты золотыми стихами
  • Обессмертил томленья мои —
  • Я над будущим тайно колдую,
  • Если вечер совсем голубой,
  • И предчувствую встречу вторую,
  • Неизбежную встречу с тобой.

1913

Как страшно изменилось тело…

  • Как страшно изменилось тело,
  • Как рот измученный поблек!
  • Я смерти не такой хотела,
  • Не этот назначала срок.
  • Казалось мне, что туча с тучей
  • Сшибется где-то в вышине
  • И молнии огонь летучий,
  • И голос радости могучей,
  • Как Ангелы, сойдут ко мне.

1913

На шее мелких четок ряд…

  • На шее мелких четок ряд,
  • В широкой муфте руки прячу,
  • Глаза рассеянно глядят
  • И больше никогда не плачут.
  • И кажется лицо бледней
  • От лиловеющего шелка,
  • Почти доходит до бровей
  • Моя незавитая челка.
  • И не похожа на полет
  • Походка медленная эта,
  • Как будто под ногами плот,
  • А не квадратики паркета.
  • А бледный рот слегка разжат,
  • Неровно трудное дыханье,
  • И на груди моей дрожат
  • Цветы небывшего свиданья.

1913


Когда вышли ахматовские «Четки», собравшие под своей обложкой стихи 1912–1914 гг., читатели, а особенно читательницы, стали гадать, кто же тот счастливец, к кому обращены любовные послания дамы в лиловеющих шелках. Тем, кто задавал этот вопрос лично ей, Анна Андреевна отвечала: многим. И по всей вероятности, не лукавила. У нее в те годы действительно было много увлечений, да и в нее многие влюблялись: художник Сергей Судейкин, поэт и критик Николай Недоброво, граф Зубов. Нет, нет, она вовсе не считала, как некоторые поэты серебряного века, что и жизнь, и слезы, и любовь – всего лишь средство для ярко-певучих стихов. Однако уже догадалась: чем больше она, на опыте своего сердца, узнает о том, что происходит между мужчиной и женщиной, когда они любят друг друга, тем лучше становятся ее стихи. Эту тайну («разгадку жизни моей») Анна никому не открывала, но Николай Недоброво, друг и возлюбленный, поэт и критик, загадку разгадал. В 1915-м он подарил Ахматовой такие стихи:

  • Как ты звучишь в ответ на все сердца,
  • Ты душами, раскрывши губы, дышишь,
  • Ты, в приближенье каждого лица,
  • В своей крови свирелье пенье слышишь!

Анна Ахматова и Михаил Лозинский на заседании «Цеха поэтов». Карандашный рисунок С. Городецкого. 1913 г.


Вспоминая юную Ахматову, Георгий Адамович писал:

«Позднее в ее наружности отчетливее обозначился оттенок трагический: Рашель в «Федре», как в известном восьмистишии сказал Осип Мандельштам после одного из чтений в «Бродячей Собаке», когда она, стоя на эстраде, со своей «ложноклассической», «спадавшей с плеч» шалью, казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг. Но первое мое впечатление было иное. Анна Андреевна почти непрерывно улыбалась, усмехалась, весело и лукаво перешептывалась с Михаилом Леонидовичем Лозинским, который, по-видимому, наставительно уговаривал ее держаться серьезнее, как подобает известной поэтессе, и внимательнее слушать стихи. На минуту-другую она умолкала, а потом снова принималась шутить и что-то нашептывать.

  30  
×
×