21  

9 декабря 1913 года[35]

  • Самые темные дни в году
  • Светлыми стать должны.
  • Я для сравнения слов не найду —
  • Так твои губы нежны.
  • Только глаза подымать не смей,
  • Жизнь мою храня.
  • Первых фиалок они светлей,
  • А смертельные для меня.
  • Вот поняла, что не надо слов,
  • Оснеженные ветки легки...
  • Сети уже разостлал птицелов
  • На берегу реки.

Декабрь 1913

Царское Село

«В ее фотоальбоме был снимок Недоброво, сделанный в петербургском ателье в начале века. Тщательно – как будто не для фотографирования специально, а всегда – причесанный; высоко поднятая голова; чуть-чуть надменный взгляд продолговатых глаз, которые в сочетании с высокими длинными бровями и тонким носом с горбинкой делают узкое, твердых очертаний лицо «портретным»; строго одетый – словом, облик, который закрывает, а не выражает сущность, подобный «живому» изображению на крышке саркофага. Он выглядит крепким, хотя и изящным, человеком, но грудь показалась мне слишком стянутой сюртуком, а может быть, просто узкой, а может быть, я обратил на это внимание, потому что знал, что через несколько лет после этой фотографии он умер от туберкулеза. Он умер в Крыму в 1919 году 35 лет. Ахматова увиделась с ним в последний раз осенью 1916 года в Бахчисарае, где кончались столько раз бежавшие им навстречу по дороге из Петербурга в Царское Село каменные верстовые столбы, теперь печально узнанные ими, —

  • Где прощалась я с тобой
  • И откуда в царство тени
  • Ты ушел, утешный мой!

Ахматова говорила, что Недоброво считал себя одной из центральных фигур в картине, которая впоследствии была названа «серебряным веком», никогда в этом не сомневался, имел на это основания и соответственно себя вел. Он был уверен, что его письма будут изданы отдельными томами, и, кажется, оставлял у себя черновики. Ахматова посвятила либо адресовала ему несколько замечательных стихотворений и лирическое отступление в «Поэме без героя», кончающееся:

  • Разве ты мне не скажешь снова
  • Победившее смерть слово
  • И разгадку жизни моей? –  

с выпавшей строфой:

  • Что над юностью стал мятежной,
  • Незабвенный мой друг и нежный —
  • Только раз приснившийся сон,—
  • Чья сияла когда-то сила,
  • Чья забыта навек могила,
  • Словно вовсе и не жил он.

«Н. В. Недоброво – царскосельская идиллия»,– начала она одну заметку последних лет».

Анатолий Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой»

«Тот голос, с тишиной великой споря...»

  • Тот голос, с тишиной великой споря,
  • Победу одержал над тишиной.
  • Во мне еще, как песня или горе,
  • Последняя зима перед войной.
  • Белее сводов Смольного собора,
  • Таинственней, чем пышный Летний сад,
  • Она была. Не знали мы, что скоро
  • В тоске предельной поглядим назад.

Январь 1917

Петербург


«Как ты можешь смотреть на Неву...»

  • Как ты можешь смотреть на Неву,
  • Как ты смеешь всходить на мосты?..
  • Я недаром печальной слыву
  • С той поры, как привиделся ты.
  • Черных ангелов крылья остры,
  • Скоро будет последний суд,
  • И малиновые костры,
  • Словно розы, в снегу цветут.

1914

Петербург

«Чернеет дорога приморского сада...»

  • Чернеет дорога приморского сада,
  • Желты и свежи фонари.
  • Я очень спокойная. Только не надо
  • Со мною о нем говорить.
  • Ты милый и верный, мы будем друзьями...
  • Гулять, целоваться, стареть...
  • И легкие месяцы будут над нами,
  • Как снежные звезды, лететь.

Март 1914

Петербург


«Не в лесу мы, довольно аукать...»

  • Не в лесу мы, довольно аукать, —
  • Я насмешек таких не люблю...
  • Что же ты не приходишь баюкать
  • Уязвленную совесть мою?
  • У тебя заботы другие,
  • У тебя другая жена...
  • И глядит мне в глаза сухие
  • Петербургская весна.
  • Трудным кашлем, вечерним жаром
  • Наградит по заслугам, убьет.
  • На Неве под млеющим паром
  • Начинается ледоход.

Весна 1914

Петербург

«Лаконизм и энергия выражения – основные особенности поэзии Ахматовой. Эта манера не имеет импрессионистического характера (как казалось некоторым критикам, сравнившим стихи Ахматовой с японским искусством), потому что она мотивируется не простой непосредственностью, а напряженностью эмоции. За этим лаконизмом нет никакой особой теории искусства – он знаменует собой отказ от экстенсивного метода символистов и ощущается как реформа стиля, требуемая всем движением символизма в последние перед появлением стихов Ахматовой годы.


  21  
×
×