18  

2

  • Магдалина билась и рыдала,
  • Ученик любимый каменел,
  • А туда, где молча Мать стояла,
  • Так никто взглянуть и не посмел.

1940

Фонтанный Дом

ЭПИЛОГ

1

  • Узнала я, как опадают лица,
  • Как из-под век выглядывает страх,
  • Как клинописи жесткие страницы
  • Страдание выводит на щеках,
  • Как локоны из пепельных и черных
  • Серебряными делаются вдруг,
  • Улыбка вянет на губах покорных,
  • И в сухоньком смешке дрожит испуг.
  • И я молюсь не о себе одной,
  • А обо всех, кто там стоял со мною,
  • И в лютый холод, и в июльский зной
  • Под красною, ослепшею стеною.

2

  • Опять поминальный приблизился час.
  • Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
  • И ту, что едва до окна довели,
  • И ту, что родимой не топчет земли,
  • И ту, что красивой тряхнув головой,
  • Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
  • Хотелось бы всех поименно назвать,
  • Да отняли список, и негде узнать.
  • Для них соткала я широкий покров
  • Из бедных, у них же подслушанных слов.
  • О них вспоминаю всегда и везде,
  • О них не забуду и в новой беде,
  • И если зажмут мой измученный рот,
  • Которым кричит стомильонный народ,
  • Пусть так же они поминают меня
  • Вканун моего поминального дня.
  • А если когда-нибудь в этой стране
  • Воздвигнуть задумают памятник мне,
  • Согласье на это даю торжество,
  • Но только с условьем – не ставить его
  • Ни около моря, где я родилась:
  • Последняя с морем разорвана связь,
  • Ни в царском саду у заветного пня,
  • Где тень безутешная ищет меня,
  • А здесь, где стояла я триста часов
  • И где для меня не открыли засов.
  • Затем, что и в смерти блаженной боюсь
  • Забыть громыхание черных марусь,
  • Забыть, как постылая хлопала дверь
  • И выла старуха, как раненый зверь.
  • И пусть с неподвижных и бронзовых век,
  • Как слезы, струится подтаявший снег,
  • И голубь тюремный пусть гулит вдали,
  • И тихо идут по Неве корабли.

Март 1940

Фонтанный Дом

* * *

  • Мне ни к чему одические рати
  • И прелесть элегических затей.
  • По мне, в стихах все быть должно некстати,
  • Не так, как у людей.
  • Когда б вы знали, из какого сора
  • Растут стихи, не ведая стыда,
  • Как желтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда.
  • Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
  • Таинственная плесень на стене…
  • И стих уже звучит, задорен, нежен,
  • На радость вам и мне.

* * *

  • А в книгах я последнюю страницу
  • Всегда любила больше всех других,—
  • Когда уже совсем неинтересны
  • Герой и героиня, и прошло
  • Так много лет, что никого не жалко,
  • И, кажется, сам автор
  • Уже начало повести забыл,
  • И даже «вечность поседела»,
  • Как сказано в одной прекрасной книге,
  • Но вот сейчас, сейчас
  • Всё кончится, и автор снова будет
  • Бесповоротно одинок, а он
  • Еще старается быть остроумным
  • Или язвит – прости его Господь! —
  • Прилаживая пышную концовку,
  • Такую, например:
  • …И только в двух домах
  • В том городе (название неясно)
  • Остался профиль (кем-то обведенный
  • На белоснежной извести стены),
  • Не женский, не мужской, но полный тайны.
  • И, говорят, когда лучи луны —
  • Зеленой, низкой, среднеазиатской —
  • По этим стенам в полночь пробегают,
  • В особенности в новогодний вечер,
  • То слышится какой-то легкий звук,
  • Причем одни его считают плачем,
  • Другие разбирают в нем слова.
  • Но это чудо всем поднадоело,
  • Приезжих мало, местные привыкли,
  • И, говорят, в одном из тех домов
  • Уже ковром закрыт проклятый профиль.

25 ноября 1943

Ташкент

* * *

  • Птицы смерти в зените стоят.
  • Кто идет выручать Ленинград?
  • Не шумите вокруг – он дышит,
  • Он живой еще, он все слышит:
  • Как на влажном балтийском дне
  • Сыновья его стонут во сне,
  • Как из недр его вопли: «Хлеба!» —
  • До седьмого доходят неба…
  • Но безжалостна эта твердь.
  • И глядит из всех окон – смерть.

Сентябрь 1941

В СОРОКОВОМ ГОДУ

1

  • Когда погребают эпоху,
  • Надгробный псалом не звучит,
  • Крапиве, чертополоху
  • Украсить ее предстоит.
  • И только могильщики лихо
  • Работают. Дело не ждет!
  • И тихо, так, Господи, тихо,
  • Что слышно, как время идет.
  • А после она выплывает,
  • Как труп на весенней реке, —
  • Но матери сын не узнает,
  • И внук отвернется в тоске.
  • И клонятся головы ниже,
  • Как маятник, ходит луна.
  • Так вот – над погибшим Парижем
  • Такая теперь тишина.

2. ЛОНДОНЦАМ

  • Двадцать четвертую драму Шекспира
  • Пишет время бесстрастной рукой.
  • Сами участники грозного пира,
  • Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира
  • Будем читать над свинцовой рекой;
  • Лучше сегодня голубку Джульетту
  • С пеньем и факелом в гроб провожать,
  • Лучше заглядывать в окна к Макбету,
  • Вместе с наемным убийцей дрожать, —
  • Только не эту, не эту, не эту,
  • Эту уже мы не в силах читать!

3. ТЕНЬ

Что знает женщина одна о смертном часе?

  18  
×
×