100  

ЗАЩИТНИКИ СТАЛИНА

  • Это те, что кричали: «Варавву!
  • Отпусти нам для праздника…», те,
  • Что велели Сократу отраву
  • Пить в тюремной глухой тесноте.
  • Им бы этот же вылить напиток
  • В их невинно клевещущий рот,
  • Этим милым любителям пыток,
  • Знатокам в производстве сирот.

25 октября 1962, Москва

ПЕРВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

  • Какое нам, в сущности, дело,
  • Что все превращается в прах,
  • Над сколькими безднами пела
  • И в скольких жила зеркалах.
  • Пускай я не сон, не отрада
  • И меньше всего благодать,
  • Но, может быть, чаще, чем надо,
  • Придется тебе вспоминать —
  • И гул затихающих строчек,
  • И глаз, что скрывает на дне
  • Тот ржавый колючий веночек
  • В тревожной своей тишине.

6 июля 1963, Москва, Ордынка

В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

  • О quae beatam, Diva, tenes
  • Cyprum et Memphis…

Hor[51]

  • Красотка очень молода,
  • Но не из нашего столетья,
  • Вдвоем нам не бывать – та, третья,
  • Нас не оставит никогда.
  • Ты подвигаешь кресло ей,
  • Я щедро с ней делюсь цветами…
  • Что делаем – не знаем сами,
  • Но с каждым мигом нам страшней.
  • Как вышедшие из тюрьмы,
  • Мы что-то знаем друг о друге
  • Ужасное. Мы в адском круге,
  • А может, это и не мы.

5 июля 1963, Комарово

* * *

  • Оставь, и я была как все,
  • И хуже всех была,
  • Купалась я в чужой росе
  • И пряталась в чужом овсе,
  • В чужой траве спала.

1963

* * *

  • Пусть даже вылета мне нет
  • Из стаи лебединой…
  • Увы! лирический поэт
  • Обязан быть мужчиной,
  • Иначе все пойдет вверх дном
  • До часа расставанья —
  • И сад – не сад, и дом – не дом,
  • Свиданье – не свиданье.

1963-1964

Как ни привыкла Анна Андреевна к утратам, смерть Валерии Сергеевны в 1964 году ее ошеломила:

ПАМЯТИ В.С. СРЕЗНЕВСКОЙ

  • Почти не может быть, ведь ты была всегда:
  • В тени блаженных лип, в блокаде и в больнице,
  • В тюремной камере и там, где злые птицы,
  • И травы пышные, и страшная вода.
  • О, как менялось всё, но ты была всегда,
  • И мнится, что души отъяли половину,
  • Ту, что была с тобой, – в ней знала я причину
  • Чего-то главного. И все забыла вдруг…
  • Но звонкий голос твой зовет меня оттуда
  • И просит не грустить и смерти ждать, как чуда.
  • Ну что ж! попробую.

9 сентября 1964, Комарово

По всей вероятности, памяти Валерии Сергеевны Тюльпановой-Срезневской посвящено и горестное четверостишие, затерявшееся в ахматовских бумагах 60-х годов:

  • Ты любила меня и жалела,
  • Ты меня как никто поняла.
  • Так зачем же твой голос и тело
  • Смерть до срока у нас отняла?

Именно Срезневской, а не Цветаевой, как полагают некоторые биографы Ахматовой.

Марина Ивановна в юности и впрямь любила стихи Ахматовой, но в зрелости понимала их плохо. «Поэма без героя», например, показалась ей бессмысленно старомодной.

Эмма Герштейн вспоминает:

«Как было заранее условлено, я зашла за Анной Андреевной к Харджиеву, чтобы идти с ней в театр. У Николая Ивановича я застала не только Ахматову, но и Цветаеву… Анна Андреевна, такая домашняя, подтянутая, со своей петербургской осанкой, а на некотором расстоянии от нее – нервная, хмурая, стриженная под курсистку Марина Цветаева. Закинув ногу на ногу, опустив голову и смотря в пол, она что-то говорила, и чувствовалось в этой манере постоянно действующая сила, ничем непрерываемое упорство. Вскоре все поднялись и, дойдя до перекрестка, разошлись…»

Много лет спустя, уже в шестидесятых, Эмма Григорьевна все-таки спросила у Харджиева, помнит ли он, о чем был разговор в то давнее свидание:

«Анна Андреевна говорила мало, больше молчала, Цветаева перескакивала с предмета на предмет». – «Они, кажется, не понравились друг другу?» – «Нет, этого нельзя сказать, – задумался Николай Иванович, – это было такое касание, взаимное касание кончиком ножа души. Уюта в этом не было».

Уют у Анны Андреевны, так уж случилось, бывал только с Валечкой Тюльпановой-Срезневской…

…Легкая метель. Спокойный, очень тихий вечер… я все время была одна, телефон безмолвствовал. Стихи идут все время, я, как всегда, их гоню, пока не услышу настоящую строку. Весь декабрь, несмотря на постоянную боль в сердце и частые приступы, был стихотворным, но «Мелхола» еще не поддается, т. е. мерещится что-то второстепенное. Но я ее все-таки одолею.


  100  
×
×