81  

Жены преуспевающих деятелей искусств завяли в захолустном Ташкенте от бытовых трудностей, но Анна Андреевна и к существованию на грани нищеты, и к коммунальным «неудобствам» давным-давно привыкла, они ее не пугали. Конечно, при такой скученности и тесноте не обходилось без сплетен, наговоров, мелких предательств, но и этот мусор общежития был для нее не внове. Куда мучительней оказались муки совести: она – вдалеке от страданий и бед, а ее Ленинград вымирает в блокаде! Великим облегчением стала встреча на ташкентском вокзале с семьей Пунина в марте 1942 года: узнав, что ленинградский эшелон (с очередной партией эвакуированных ленинградцев) проследует в Самарканд через Ташкент, Николай Николаевич известил об этом Анну Андреевну. Весточка чудом дошла вовремя, и Анна Андреевна не пропустила транзитный состав. И это тоже был знак надежды. Однако едва она начала оживать, нагрянула новая беда. Началось, в августе (все дурное в ее судьбе начиналось в августе), с затяжного гриппа, а кончилось чуть ли не летально. Четыре месяца – между этим и тем светом! Так тяжко, долго и безнадежно Анна Андреевна еще не болела. Но поднялась и кое-как продержалась зиму. А в марте пришло долгожданное счастливое письмо из Норильска: Левушка сообщал, что срок его заключения кончился. Зная по опыту, как коротки, короче азиатской весны, отпущенные ей промежутки между бедами, Анна Андреевна вновь принялась за «Поэму без героя», пришедшую к ней в последнюю зиму перед войной – 27 декабря 1940 года.

* * *

  • Какая есть. Желаю вам другую.
  • Получше. Больше счастьем не торгую,
  • Как шарлатаны и оптовики…
  • Пока вы мирно отдыхали в Сочи,
  • Ко мне уже ползли такие ночи,
  • И я такие слушала звонки!
  • Не знатной путешественницей в кресле
  • Я выслушала каторжные песни,
  • А способом узнала их иным
  • Над Азией – весенние туманы,
  • И яркие до ужаса тюльпаны
  • Ковром заткали много сотен миль.
  • О, что мне делать с этой чистотою
  • Природы, с неподвижностью святою?
  • О, что мне делать с этими людьми?
  • Мне зрительницей быть не удавалось,
  • И почему-то я всегда вклинялась
  • В запретнейшие зоны естества.
  • Целительница нежного недуга,
  • Чужих мужей вернейшая подруга
  • И многих – безутешная вдова.
  • Седой венец достался мне недаром,
  • И щеки, опаленные пожаром,
  • Уже людей пугают смуглотой.
  • Но близится конец моей гордыне,
  • Как той, другой – страдалице Марине, —
  • Придется мне напиться пустотой.
  • И ты придешь под черной епанчою,
  • С зеленоватой страшною свечою,
  • И не откроешь предо мной лица…
  • Но мне недолго мучиться загадкой, —
  • Чья там рука под белою перчаткой
  • И кто прислал ночного пришлеца.

24 июня 1942, Ташкент

СМЕРТЬ

1

  • Я была на краю чего-то,
  • Чему верного нет названья…
  • Зазывающая дремота,
  • От себя самой ускользанье…

Август 1942

2

  • А я уже стою на подступах к чему-то,
  • Что достается всем, но разною ценой…
  • На этом корабле есть для меня каюта
  • И ветер в парусах – и страшная минута
  • Прощания с моей родной страной.

Август 1942

В ТИФУ

  • Где-то ночка молодая,
  • Звездная, морозная…
  • Ой, худая, ой, худая
  • Голова тифозная.
  • Про себя воображает,
  • На подушке мечется,
  • Знать не знает, знать не знает,
  • Что во всем ответчица,
  • Что за речкой, что за садом
  • Кляча с гробом тащится.
  • Меня под землю не надо б,
  • Я одна – рассказчица.

Ноябрь 1942, Ташкент (в тифозном бреду)

* * *

  • И комната, в которой я болею,
  • В последний раз болею на земле,
  • Как будто упирается в аллею
  • Высоких белоствольных тополей.
  • А этот первый – этот самый главный,
  • В величии своем самодержавный.
  • Как он заплещет, возликует он,
  • Когда, минуя тусклое оконце,
  • Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце,
  • И смертный уничтожит сон.

Январь 1943, Ташкент

Т. А. Луговская. Вид на «балахану». Акварель, гуашь. 1943 г.

В крошечной комнате в доме-казарме на улице Карла Маркса Анна Андреевна и впрямь «болела в последний раз». Летом 1943 года она переехала в писательский «белый дом на улице Жуковской», где до нее жили Елена Сергеевна Булгакова и семья Владимира Луговского. Акварель сестры поэта художницы Татьяны Александровны сохранила для нас вид этого легендарного дома. Отметила новоселье и Анна Ахматова: написала «Еще одно лирическое отступление», где воспела свой новый азийский дом, в который первой и самой желанной гостьей снова явилась «Поэма без героя», а за ней, как за королевой в изгнании, свита лирических отступлений от эпической военной темы:

  81  
×
×