82  

* * *

  • Все небо в рыжих голубях,
  • Решетки в окнах – дух гарема…
  • Как почка набухает тема.
  • Мне не уехать без тебя, —
  • Беглянка, беженка, поэма.
  • Но, верно, вспомню на лету,
  • Как запылал Ташкент в цвету…
  • Весь белым пламенем объят.
  • Горяч, пахуч, замысловат,
  • Невероятен…
  • И яблони, прости их, Боже,
  • Как от венца в любовной дрожи,
  • Арык на местном языке,
  • Сегодня пущенный, лепечет.
  • А я дописываю «Нечет»
  • Опять в предпесенной тоске.
  • До середины мне видна
  • Моя поэма. В ней прохладно,
  • Как в доме, где душистый мрак
  • И окна заперты от зноя
  • И где пока что нет героя,
  • Но кровлю кровью залил мак…

1943, Ташкент

Елена Сергеевна Булгакова

ХОЗЯЙКА

Е. С. Булгаковой

  • В этой горнице колдунья
  • До меня жила одна:
  • Тень ее еще видна
  • Накануне полнолунья.
  • Тень ее еще стоит
  • У высокого порога,
  • И уклончиво и строго
  • На меня она глядит.
  • Я сама не из таких,
  • Кто чужим подвластен чарам,
  • Я сама… Но, впрочем, даром
  • Тайн не выдаю своих.

5 августа 1943, Ташкент

Проза всегда казалась мне и тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи – и никогда ничего не знала о прозе. Я или боялась ее – или ненавидела. В приближении к ней чудилось кощунство или обозначало редкое для меня душевное равновесие… В Ташкенте от эвакуационной тоски я написала «Дому было сто лет», там же в тифозном бреду все время слушала, как стучат мои каблуки по Царскосельскому Гостиному Двору – это я иду в гимназию, снег вокруг собора потемнел, кричат вороны, звонят колокола – кого-то хоронят. Он будет в своем гробу ждать погребения под собором (там склеп). – Мне страшно, у меня тиф, я в Ташкенте.

Анна Ахматова, Из «Автобиографической прозы»

8 марта 1964 Москва

…Дому было 100 лет. Он принадлежал похожей на рысь купеческой вдове Евдокии Ивановне Шухардиной, странными нарядами которой я любовалась в детстве. Стоял этот дом на углу Широкой улицы и Безымянного переулка (2-ой от вокзала). Говорили, что когда-то, до железной дороги, в этом доме было нечто вроде трактира или заезжего двора при въезде в город. Я обрывала в моей желтой комнате обои (слой за слоем), и самый последний был диковинный – ярко-красный. Вот эти обои были в том трактире сто лет назад, – думала я. В подвале жил сапожник Б. Неволин – теперь бы это был кадр исторического фильма.

Этот дом памятнее мне всех домов на свете. В нем прошло мое детство (нижний этаж) и ранняя юность (верхний). Примерно половина моих снов происходит там. Мы уехали из него весной 1905 года. Тогда же он был перестроен и потерял свой старинный вид. Теперь его уже давно нет и на этом месте разведен привокзальный парк или что-то в этом роде. (Я последний раз была в Царском Селе в июне 1944 года…)

…А иногда по этой самой Широкой от вокзала или к вокзалу проходила похоронная процессия невероятной пышности: хор (мальчики) пел ангельскими голосами, гроба не было видно из-под живой зелени и умирающих на морозе цветов. Несли зажженные фонари, священники кадили, маскированные лошади ступали медленно и торжественно. За гробом шли гвардейские офицеры… «с пьяными открытыми лицами», и господа в цилиндрах. В каретах, следующих за катафалком, сидели важные старухи с приживалками, как бы ожидающие своей очереди, и все было похоже на описание похорон графини в «Пиковой даме».

И мне (потом, когда я вспоминала эти зрелища) всегда казалось, что они были частью каких-то огромных похорон всего девятнадцатого века. Так хоронили в 90-х годах последних младших современников Пушкина. Это зрелище при ослепительном снеге и ярком царскосельском солнце – было великолепно, оно же при тогдашнем желтом свете и густой тьме, которая сочилась отовсюду, бывало страшным и даже как бы инфернальным.

Анна Ахматова, Из «Записных книжек»

* * *

  • Я теперь живу не там…

Пушкин

  • Россия Достоевского. Луна
  • Почти на четверть скрыта колокольней.
  • Торгуют кабаки, летят пролетки,
  • Пятиэтажные растут громады
  • В Гороховой, у Знаменья, под Смольным.
  • Везде танцклассы, вывески менял.
  • А рядом: «Henriette», «Bazile», «Andrй»
  • И пышные гроба: «Шумилов-старший».
  • Но, впрочем, город мало изменился.
  • Не я одна, но и другие тоже
  • Заметили, что он подчас умеет
  • Казаться литографией старинной,
  • Не первоклассной, но вполне пристойной
  • Семидесятых, кажется, годов.
  • Особенно зимой, перед рассветом,
  • Иль в сумерки – тогда за воротами
  • Темнеет жесткий и прямой Литейный,
  • Еще не опозоренный модерном,
  • И визави меня живут – Некрасов
  • И Салтыков… Обоим по доске
  • Мемориальной. О, как было б страшно
  • Им видеть эти доски! Прохожу.
  • А в Старой Руссе пышные канавы,
  • И в садиках подгнившие беседки,
  • И стекла окон так черны, как прорубь,
  • И мнится, там такое приключилось,
  • Что лучше не заглядывать, уйдем.
  • Не с каждым местом сговориться можно,
  • Чтобы оно свою открыло тайну
  • (А в Оптиной мне больше не бывать…).
  • Шуршанье юбок, клетчатые пледы,
  • Ореховые рамы у зеркал,
  • Каренинской красою изумленных,
  • И в коридорах узких те обои,
  • Которыми мы любовались в детстве,
  • Под желтой керосиновою лампой,
  • И тот же плюш на креслах…
  • Все разночинно, наспех, как-нибудь,
  • Отцы и деды непонятны. Земли
  • Заложены. И в Бадене – рулетка.
  • И женщина с прозрачными глазами
  • (Такой глубокой синевы, что море
  • Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
  • С редчайшим именем и белой ручкой,
  • И добротой, которую в наследство
  • Я от нее как будто получила, —
  • Ненужный дар моей жестокой жизни…
  • Страну знобит, а омский каторжанин
  • Все понял и на всем поставил крест.
  • Вот он сейчас перемешает все
  • И сам над первозданным беспорядком,
  • Как некий дух, взнесется. Полночь бьет.
  • Перо скрипит, и многие страницы
  • Семеновским припахивают плацем.
  • Так вот когда мы вздумали родиться
  • И, безошибочно отмерив время,
  • Чтоб ничего не пропустить из зрелищ
  • Невиданных, простились с небытьем.

Сентябрь 1940 – октябрь 1943 гг., Ленинград – Ташкент

  82  
×
×