78  

* * *

Борис снял ткань с готового портрета и повернул подрамник так, чтобы гость смог увидеть работу, которая была готова еще полтора месяца назад, но которую заказчик все никак не мог забрать, ибо находился в долгосрочном путешествии по Южной Америке. Тот долго рассматривал поясной портрет молодой девушки в турецком национальном костюме – такова была его прихоть. Потом шумно и с хрюканьем расхохотался.

– То-то я смотрю, что я никак с ней договориться не могу, а она, оказывается, просто дура и сука! И как это я не видел раньше? Ведь я же ее физиономию каждый день созерцаю, а ничего не понял, пока на твой портрет не взглянул. Ну, ты гигант, Боря, ну, ты и талантище! Выгоню я ее к чертовой матери, пусть в другом месте дураков ищет и свою сучью сущность применяет. Все, решено, выгоню.

– Может, не стоит делать такие резкие движения? – улыбнулся Кротов. – Я ведь не пророк, могу и ошибаться.

– Да нет, брат, ты не ошибаешься, все так и есть, как ты срисовал. Теперь-то мне все понятно… Слушай, – внезапно оживился заказчик, – ты же типа Фрейд получаешься. А у меня тут один перец есть, я с ним никак общий язык не найду, давай я тебе его сблатую, подгоню, а ты его срисуешь, лады? Может, ты в нем что-то такое увидишь, на чем я сыграть смогу, чтобы с ним договориться, а?

Этого еще не хватало! На такое использование своего таланта Борис Кротов не рассчитывал, и перспектива ему совсем не понравилась. Это же что-то вроде шпионажа получается. Гадко, мерзко.

Он начал отказываться, но заказчик продолжал уговаривать его энергично и многословно. Борис занервничал, отказывать он не любил – можно было потерять клиентуру и, соответственно, заработок, но и браться за такую работу ужасно не хотелось. Кроме того, время шло, уже десять минут четвертого, а в три часа он должен был звонить Хану, они так договорились. Опаздывать и нарушать договоренности Кротов тоже не любил. Ну когда же этот тип отстанет от него!

Но заказчик все не отставал, и Борис, скрипнув зубами, согласился написать портрет «одного перца», если тот, конечно, захочет.

– Он захочет, ты не сомневайся, – обрадовался заказчик. – Уж я найду, что ему сказать. И потом, про тебя и так все знают, у тебя же репутация, к тебе очередь стоит, а я ему скажу, что ты его возьмешь без очереди…

– Нет, так не годится, я никого не беру без очереди, – возразил Борис. – Именно поэтому у меня и репутация. Если хотите, я вам скажу, чей заказ у меня следующий, а вы с ним сами договаривайтесь. Иначе никак не получится.

– Да договорюсь я, делов-то! – фыркнул заказчик. – Неустойку заплачу – и всех проблем. Давай, говори, кто там у тебя на очереди.

– Сейчас я работаю для Артура, а потом…

Борис заглянул в записную книжку, назвал имя и с облегчением выпроводил заказчика, уносящего с собой готовый холст. Обычно Борис отдавал свои работы без багета, заказчики сами этим занимались исходя из собственных вкусов и оформления интерьера того помещения, где предполагалось вешать портрет.

Хану он позвонил с опозданием на двадцать минут и чувствовал себя виноватым.

– Есть кое-какая информация, – сообщил Алекперов, – довольно любопытная. И еще надо, чтобы ты взглянул на одну фотографию. Дело малоприятное, но нужное. Так что придется встречаться.

– Когда и где? – с готовностью отозвался Кротов.

Они встретились тем же вечером все на той же квартире. Борис взглянул на фотографию мертвого мужчины и с трудом сдержал стон. Да, это он, дядя Валера, человек, который убил маму. Вот и его настигла такая же страшная смерть. Что это? Справедливость? Возмездие? Или просто игра судьбы?

– Ну, что? – с нетерпением спросил Хан.

– Это он, – выдавил Кротов.

– Точно? Ошибки быть не может? Все-таки двадцать четыре года прошло, и он изменился, и ты тогда совсем маленьким был, мог забыть.

– Я ничего не забыл, – твердо ответил Борис. – И ничего не путаю. Ты же знаешь, для меня лица – как для некоторых слова. Конечно, он постарел, спору нет, но это точно он.

– Ладно, – вздохнул Хан. – Будем думать. В этом деле много непонятного.

По дороге домой Борис не мог отделаться от стоящего перед глазами мертвого лица. Это он убил маму… Маму, такую красивую, такую добрую и веселую, от которой всегда так хорошо пахло.

Он до сих пор отчетливо помнил тот страшный день, когда это случилось. Мама забрала его из детского садика и привела домой, от нее пахло вином и еще чем-то незнакомым. Дома она сразу принялась готовить еду, а вскоре пришел дядя Валера и принес несколько бутылок. Мальчик уже умел читать и смог прочесть надпись на этикетках: «Водка «Московская». Мама накормила его ужином и велела идти играть в комнату, а сама осталась на кухне с дядей Валерой. Они громко разговаривали, но мальчик включил телевизор и стал смотреть мультики, а когда мультики кончились, открыл альбом, достал цветные карандаши и начал рисовать. Он рисовал всегда, если не смотрел мультфильмы, кроме этих двух занятий, ему мало что было интересно.

  78  
×
×