74  


Летом следующего года экспедиция снова продолжила работу в Ловозерских горах, только уже в расширенном составе: на добровольной основе в ней приняли участие специалисты различного профиля из всех уголков России. Участники сводного отряда обследовали обширную территорию Ловозера и других заповедных близлежащих озер. Были обнаружены новые материальные следы, подтверждающие глубокую древность процветавшей здесь некогда самобытной культуры.

Снова была исследована загадочная гора Нинчурт, в подножии которой в одном из глубоких ущелий они обнаружили странную литую металлическую фигурку (спектральный анализ показал: сплав хрома и никеля), напоминающую классическое изображение Великой богини, почему весь мегалитический комплекс на горе Нинчурт получил название: Святилище Великой богини.

Здесь же на полукилометровой высоте была найдена скальная структура, напоминающая огромный дольмен — сооружение, сложенное из каменных плит. Так называют мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) древние памятники, похожие на каменные столы (откуда и кельтское их название — dolmen) и признававшиеся археологами за алтари или жертвенники, иногда — гробницы. Обычно дольмен устраивался из пяти каменных плит и представлял род каменного закрытого ящика, где на четырех плитах, поставленных стоймя, лежала пятая.

Кроме того, участники экспедиции нашли большое количество других рукотворных древних памятников из камня — сейдов, которые располагались вокруг святилища Великой богини. Особенно много их было на противоположной от Нинчурт горе. Сейды — знаменитые лапландские святыни, которым столетиями поклонялись лопари-саамы, считая духов камня главными божествами природных стихий, дарящих удачу и благословение. Слово «сейд» переводится с саамского языка как «священный, святой, свято». Сейды представляли собой небольшие, высотой с человеческий рост, башенки или пирамидки, выложенные из камней.

Гору Нинчурт, где находились остатки наиболее древнего матриархального святилища, как удалось выяснить участникам этой экспедиции, окружали другие культовые комплексы и иные загадочные объекты. Ниже этой горы, между двумя небольшими озерами находились совершенно голые — безо мха и лишайников — необычные поля с каменными кладками, иногда напоминающие мощеные дороги. Одна из прогалин достигала длины 100 м и ширины 20 м. На некоторых валунах просматривались какие-то знаки — трезубцы, косые кресты, свастики, солярные круги, рунические письмена. Встречались изображения человеческих ладоней и ступней.

В окрестностях Сейдозера встречалось множество геоглифов — гигантских изображений на земле или на скалах. Помимо исполинской стометровой фигуры Куйвы с крестообразно раскинутыми руками (на скале Куйвы), на северном склоне горы Нинчурт исследователи разглядели еще более впечатляющее своими размерами полустертое изображение трезубца 200-метровой высоты. На одном из древних сейдов был выявлен целый набор процарапанных знаков — крест, трезубец, стрела.



Поиски потаенного лаза, о котором упоминается в отчете Барченко (участники экспедиции даже сфотографировались у входа в подземное убежище, напоминающее берлогу), ни к чему не привели. Второй раз экспедиции Дёмина не удалось обнаружить этот таинственный проход в «подземное царство». Они нашли какой-то проем в скале, но он был завален взорванными скальными осколками 186 .

Экспедиция «Гиперборея» летом 1999 года, по словам Дёмина, не носила такого массового характера, как в предыдущие годы. Зато география исследований на Мурмане была значительно расширена: помимо традиционного маршрута на Ловозерские Тундры (так называют Ловозерский горный массив) и Сейдозеро, была произведена разведка новых районов, в том числе полуостровов Рыбачий и Средний. Уже тогда Дёминым и его соратниками задумывались новые маршруты в поисках Гипербореи по заповедным местам Карелии, Полярного Урала, Таймыра, Новой Земли и других северных районов России.

Как отметил Дёмин в своем отчете об экспедиции, третья попытка обнаружить таинственный подземный лаз, изображенный на фотографии Барченко, не увенчалась успехом. Зато обследовали на древней мощеной дороге огромный плоский камень, о котором упоминал Кондиайн из отряда Барченко, назвав его жертвенным алтарем. Размеры камня составляли 3,1 м х 2,9 м; толщина 21 см. Вызывало удивление только одно обстоятельство: как он мог оказаться прямо посредине древней дороги и кто мог переместить огромный кусок каменного монолита в это место.


  74  
×
×