65  

Директивы воспитания

Наши родители и воспитатели – далеко не идеал и уж, конечно, не корифеи педагогической науки. У них своих комплексов и нерешенных проблем – с головой! Плохо одно – нерешенные душевные проблемы родителей передаются детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем внушения от родителя к ребенку в раннем детстве в форме директив – скрытых приказаний, неявно сформулированных словами или действиями.

Американские психологи Роберт и Мери Гулдинг выделили 12 директив воспитания, которые «помогают» родителям «объяснить» детям, как нужно жить, относиться к людям, обращаться с собой, к чему стремиться, чего достигать и пр…

Директивы – установка на тип поведения, сформулированная словами или действиями родителя, за неисполнение которой ребенок будет наказан. Наказание – далеко не всегда порка, молчаливый шантаж или истеричная брань. Гораздо большее наказание ребенок наносит сам себе, испытывая непреодолимое чувство вины перед воспитателем, давшим директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок, а впоследствии и взрослый часто не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим», «правильным», «нужным».

Вот они 12 директив в одном стихотворении.


– Мама, зачем ты украла мою сказку?

– Не украла, взяла почитать! Я рожала тебя, стерву! В муках!

– Мама!

– Ну, что ты канючишь опять требовательным голосом, сука?!

– Мама!

– Я умнее тебя. У меня огромный жизненный опыт.

– Мама!

– Не подсаживай на коня. Мало били тебя по попе.

– Мама!

– Ты сказала все, что могла. Вот твоя благодарность!

– Мама!

– А ведь я тебя родила, маленькую бездарность!

– Мама!

– Мне стыдно, что я такой вырастила дочку.

– Мама, тише. Послушай, постой… Я купила тебе ночную сорочку.


А теперь рассмотрим каждую директиву в подробностях…

1. «Не живи»

Часто родители пытаются воспитывать непослушного ребенка, ведя с ним ужасающие беседы на тему «Как много проблем ты нам принес, появившись на свет». Они любят говорить: «Когда ты родился, нам пришлось очень трудно», «Из-за тебя мама оставила институт, ведь нам никто не помогал с твоим воспитанием», «На тебя всегда уходили все деньги», «Если бы не твое рождение, мама уже стала бы директором банка». Иногда родители пугают чадо: «Если не будешь слушаться, я сдам тебя в детский дом или отдам вон той тете». Временами бросают в сердцах: «Чтоб ты провалился», «Знала бы – не рожала», «Уходи с глаз долой! Мне не нужен такой непослушный ребенок!».

Такие родители совершенно беспомощны в своем воспитании. Пытаясь «спрятать» неприятные ощущения злости, боли и собственной обиды на мир за подобными фразами, родители вкладывают в ребенка саму страшную из директив – «не живи». Конечно, они делают это не нарочно, а просто потому что по-другому не умеют, потому что их самих воспитывали теми же словами. Таким образом родители вкладывают в ребенка чувство вины, связанной не с какими-то поступками, а с самим фактом существования этого человечка в жизни матери и отца. И ребенок, повзрослев, наверняка, прибегнет к тому же способу воспитания в отношении своих детей. А ведь даже одна ненароком брошенная фраза может изменить все течение будущей взрослой жизни человека…

Дети, как и женщины, все трактуют на свой лад. И когда мама говорит: «Уйди с глаз моих, с тобой одни проблемы», ребенок бессознательно решает: «Мама не хочет меня видеть. Лучше бы я умер!».

Но как можно умереть, ребенок еще не знает. Но знает точно, что мамину директиву нужно выполнять. Вот откуда берутся постоянно рваные штаны и разбитые детские коленки, ссадины и царапины, вывихи и переломы, а в последствии – сигареты, алкоголь, наркотики.

Необъяснимая вина за факт собственного рождения приводит к тому, что ребенок не может нормально приспособиться к жизни. Ощущение своей «нехорошести», стремление доказывать себе и всему миру, что «я есть, я что-то значу» могут подтолкнуть ребенка на хулиганское поведение вне дома. Хотя дома такие запутавшиеся дети обычно стараются вести себя примерно. А потом маму вызывают в школу и она удивлена: «Не может быть! У меня такой покладистый, такой тихий и спокойный ребенок, он так прекрасно учился, и вдруг…». И невдомек маме, что ее чаду проще почувствовать себя виноватым конкретный проступок – за разбитое стекло или нос одноклассника, чем испытывать постоянное непреодолимое чувство вины вообще неизвестно за что.

  65  
×
×