68  

6. «Не достигай успеха»

Родители, безусловно, гордятся всеми успехами своего чада. Но при этом они бессознательно завидуют тому, что в свое время не воспользовались возможностями, не смогли достичь чего-то. «Нам никто не помог получить высшее образование. Мы институтов не кончали! А теперь отказываем себе во всем, чтобы только заплатить за твою учебу!» – в основе этой фразы лежит, как ни ужасно, самая обыкновенная зависть. Часто родители из самых лучших побуждений предостерегают ребенка: «В этот вуз ты не поступишь, туда столько блатных щемится!», «На эту фирму тебя не возьмут, у тебя нет опыта работы, а там очень высокая зарплата!», «Не такая уж ты и красавица, чтобы стать актрисой!», «На телевидение и без тебя много звезд», «Даже не начинай это дело, чтобы потом не расстраиваться». Родители с легкостью занижают самооценку ребенка, вместо того, чтобы укреплять его уверенность в собственных силах и четко программируют – «не достигай успеха».

Типичная проповедь не достигшего успеха отца звучит так:

– Ты должна очень хорошо учиться, чтобы ты смогла поступить в институт. Сейчас без блата это практически невозможно, а у меня нет денег, чтобы платить за твое обучение. Так что никакой престижный вуз тебе не светит. Может, вначале попробовать в колледж? Педагогический? Девочка-учитель – это правильно! Потом заочно – институт. Если удастся. Педагогический, конечно. Лет через десять ты станешь завучем… Может быть… раньше? Нет! Надо трезво смотреть на вещи. Еще через пятнадцать станешь директором школы. Хотя, это, конечно уже мечты… Но какой солдат… А потом, если повезет, заместителем министра образования. Главное – много трудиться. Успех не приходит ко всем и сразу. Это очень кропотливая работа…

Ребенок под влиянием этой директивы обычно хорошо учится в школе и старательно выполняет все задания, однако в критический момент экзаменов «почему-то» заболевает или не может решить задачу. Став взрослым, такой человек с отчаянием замечает, что его как бы преследует злой рок. Все, во что он вкладывает свои силы, неожиданно «лопается» по не зависящим от него обстоятельствам. Он никак не может завершить начатое. Он, конечно, не догадывается, что подобные шутки играет с ним его бессознательное, настоятельно напоминающее, что достигать успеха – это приносить родителям несчастья и зависть.

Такая директива воспитывает хороших, усердных наемных работников, но никак не бизнесменов. Потому что бизнесмен по природе, по мироощущению знает точно, что успех нечаянно нагрянет, как любовь… И процесс бизнеса для него не утомительная рутина, а бурный океан приключений, в котором так увлекательно плавать. Бизнесмен может провалиться и легко начать с нуля, потому что он уникален, он – единственный, он успешен просто по праву рождения.

Что делать? Перестать быть «хорошей» девочкой! УЧИТЕСЬ РИСКОВАТЬ, БРОСАТЬСЯ В ПУЧИНУ И ВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ! Пусть завидуют! Как в этом стихотворении:

  • Счастливые… Наверно, так и есть.
  • Хоть ран незаживающих не счесть.
  • Завидуйте, завидуйте сильней!
  • Еще есть силы, чтоб менять коней.

7. «Не будь лидером»

Смысл директивы прост и понятен: «Не лезь!», «Не высовывайся!», «Не гоношись!», «Не страдай звездной болезнью!», «Не думай, что ты лучше других!», «Будь, как все!», «Не надо, малыш, не лезь, а то что они скажут?». Родители, посылающие этот приказ, боятся сами играть ведущую роль, волнуются во время публичных выступлений, пожизненно ходят в подчиненных на работе и дома, отказываются просить то, что хотят. Им не светят ни продвижение по службе, ни выгодные предложения. Всю свою жизнь они проводят тихо, как мыши, лишь бы их не заметил толстый и жадный кот. Родители, давая эту директиву, как правило, действуют из самых лучших побуждений. Зачем давать повод для злословия и зависти другим людям?

Основная проблема людей с этой директивой – уход от любой ответственности, не умение быть ведущим, желание спрятаться от принятия важных решений… Что делать? Действовать наоборот! ВЫСОВЫВАЙСЯ. ЛЕЗЬ. НАУЧИСЬ ВЫСТУПАТЬ НА ЛЮДЯХ, ОТСТАИВАЙ СВОИ УБЕЖДЕНИЯ. ЗАБУДЬ ПРО СВОЮ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И СТРАХ ОШИБОК. Прими ответственность за свою жизнь на себя.

8. «Не принадлежи»

«Ты у меня такой застенчивый, такой трудный», «Вряд ли кто-то будет любить тебя, так как я!», «Ты особенная! Это не все оценят! Но я-то знаю, как ты хороша!», «Кто, кроме меня, сможет выносить твои причуды?», «Ты не такой, как все», – всячески подчеркивают родители, передавая ребенку приказ «не принадлежи». Смысл этой директивы можно расшифровать таким образом: «Не принадлежи никому, кроме меня, ведь ты – исключительный». Причина такого поведения родителей заключается в том, что они сами боятся общаться с другими людьми.

  68  
×
×