85  

Фадеев, руководитель, на которого все молились, вдруг отчетливо понял, что его время прошло. Честно надо признать: сдулся за последнее время, как мыльный пузырь, – ни одной новой идеи. Поначалу, когда компания была молодой, стремился, горел! Надо было наладить работу – наладил, сказали, лучших пилотов набрать – набрал. Титул самого безопасного перевозчика получили. А потом такая рутина тоскливая началась, что хоть волком вой. Ему было важно помочь юному организму обрести жизнь, встать на крыло, а теперь он не нужен. За двадцать лет окрепло предприятие. Фадеев там ни к чему. Да и в целом, честное слово, глупо всю жизнь, с его-то знаниями и опытом, посвящать суете, а не созданию нового.

Правильно Ильюшин говорил – время начальника отдано прежде всего подчиненным, а уж что осталось – на собственные достижения. Жаль только, что у него все эти годы на собственные достижения совсем ни минуты не было. Кроме хорошего коллектива, и говорить-то не о чем.

Но ведь грезил он всю жизнь об авиации, а не о руководительском кресле! Может, для кого-то это и было пределом мечтаний – должность высокая, полномочия. Серьезный, как говорится, удельный вес. Возможности финансовые, достаток в семье. Но, на его вкус, недостаточно настоящему мужику протирать задом начальственное кресло: что-то он должен в этой жизни создать! Чтобы и через сто, и через двести лет коллеги по цеху его добрым словом вспомнили. А статус, должность – все это неважно.

Фадеев почувствовал, как от принятого решения – отказаться от прежней жизни – ему стало легче. И всем своим существом сконцентрировался на размышлениях о будущем. Не надо думать о сегодняшнем дне, пусть пройдет, словно страшный сон, истает, как старый снег. Наступит завтра, и к нему надо готовиться.

Он должен, пока еще силы остались, сделать самое главное – то, ради чего пришел в этот мир. После человека на земле остается либо память, либо ничего. Не в его, Фадеева, правилах оставлять после себя пустоту! Есть у него главная цель, есть мечта, и нельзя ею пренебречь. Дальше время оттягивать некуда – жизнь хрупкая штука, оборваться может в любой момент, – а тех достижений, которые есть, ему самому мало. Мало в одной отдельной компании систему создать, когда волнует судьба всей авиации России! Не взяться за дело сейчас, и все, чем Фадеев приучен был с детства гордиться, бесславно умрет.

Всю жизнь он мечтал об отечественном самолете – надежном, экономичном, – вот и обязан его возродить! Какой же из него «великий Фадеев», если не сумеет продолжить дело гениального конструктора, перед которым всегда преклонялся?!

Девиз Ильюшина – быть конкурентоспособным в авиастроении и никому не уступать на мировом рынке – станет его девизом. Чего бы это ни стоило: поднять на ноги российский авиапром, заставить людей поверить в то, что все в этой жизни возможно. Конечно, будут говорить о нем, что сошел с ума, что, пока в тюрьме сидел, крыша поехала; что давным-давно пришло все в такой упадок, из которого страну и не вытянешь; что сам он – старый пень советской закалки. Пусть говорят! Работать надо, жить своим делом. Сил не жалеть и верить – тогда все получится.

Если б Ильюшин в будущее авиации не верил, разве смог бы он в сорок третьем году спроектировать пассажирский самолет?! Война в самом разгаре, что завтра будет – неясно, никому авиалайнеры не нужны – все мысли о военной технике, о штурмовиках, все средства – на фронт. Но он-то далеко в будущее смотрел и оказался прав. Нельзя допустить, чтобы его дело было заброшено. Конечно, отстала Россия невероятно, конечно, не год уйдет и не два. Но если не начать работать сейчас, заглядывая на десять лет вперед, через эти самые десять лет останется только рыдать на могиле родной авиации.

Фадеев утер пот со лба. Неугомонные соленые капли успели пробраться сквозь брови, ресницы к векам и теперь щипали глаза.

Вернется он в Москву – неважно, через день или через год, главное, не подохнуть в этом Клонг Прайм – и сразу же позвонит Воронову. Не надо ему должностей никаких, привилегий. Дали бы полномочия и возможность работать, объединять вокруг себя людей с талантами и такой же, как у него, одержимостью. В чем основная ошибка любого провального дела? В неправильном подборе кадров, в неумении заразить людей главной идеей. А он на этом собаку съел. У него каждый летчик знает, что без неба ему не жить, каждую минуту самолетами грезит. Вот и в авиастроении обязаны таких же людей собрать – которым без создания и выпуска лайнеров жизни нет. Не надо думать, что талантливые давно в России перевелись. Остались. И новые народились! Надо только найти их, собрать, повести за собой. А тех, кто жаждет наживы, гнать поганой метлой.

  85  
×
×