55  

Когда проблема проявила себя в «полный рост», Сергей Королёв пошел по самому прямому пути: создал в ОКБ-1 отдел головных частей, а на Опытном заводе в Подлипках – специализированное производство. К консультациям были привлечены крупнейшие исследователи в области аэродинамики, тепловых потоков, теплозащитных покрытий. Изучив обломки головной части, долетевшие до камчатской земли 7 сентября 1957 года, ученые увидели, что уносимая теплозащита осталась практически нетронутой, а вот конический наконечник прогорел и разрушился полностью[136]. По результатам анализа был принят ряд мер по изменению наконечника: уменьшена его длина и увеличено притупление. Новую головную часть изготовили в кратчайшие сроки и отправили на Тюра-Там для испытаний. Для детального изучения процессов, происходящих при торможении, в ней была установлена дополнительная система «Трал-Г2» со штыревыми антеннами под теплозащитной обмазкой.


Варианты ракеты «Р-7»: первый летный вариант «Р-7», первый серийный вариант «Р-7», ракета «Р-7А» (рисунок А. Шлядинского)


Двадцать девятого января 1958 года была запущена ракета «Р-7» (№ М1-11) с новой головной частью. Полет проходил нормально, однако из-за неисправности механизмов отводящих сопел боковых блоков «В» и «Г» они при отделении от центрального блока повредили магистраль наддува баков. Турбонасосный агрегат пошел вразнос и взорвался. Была разрушена магистраль управляющего давления и повреждена кабельная сеть. Головная часть не отделилась от центрального блока, и, войдя в атмосферу, они упали на территории полигона Кура с перелетом в 80 км.

Аварийный пуск заставил внести новые доработки в конструкцию головной части. Вместо одного толкателя на отделение было поставлено три, с усилием по тонне каждый. Принципиальным нововведением стала и установка в головную часть «черного ящика» – автоматического регистратора с мощной бронезащитой.


Сергей Павлович Королёв и Дмитрий Ильич Козлов («Новости космонавтики»)


Следующий старт «Р-7» (№ М1-12) состоялся 4 апреля. На 142-й секунде полета на центральном блоке «замолчала» система радиоуправления. Все же головная часть поразила учебную цель на Камчатке, но с отклонением по дальности: перелет 68 км, уход вправо 18,2 км. Главный плюс – проблема разрушающейся боеголовки была наконец-то решена.

В начале того же года правительство распорядилось организовать серийное производство ракет «Р-7». Под него был переоборудован Куйбышевский авиационный завод № 1[137], а возглавил процесс ведущий конструктор «Р-5» Дмитрий Ильич Козлов, выпускник Ленинградского военно-механического института и бывший фронтовик[138]. Поднимать производство приходилось практически с нуля и при участии минимального числа опытных специалистов – мало кто соглашался переехать из благоустроенных Подлипок в барачный городок Безымянки[139]. Но Дмитрий Козлов справился – 30 декабря 1958 года, через 305 дней после прибытия первой делегации ОКБ-1 в Куйбышев, на полигон Тюра-Там были отправлены две первые серийные «семерки».


Сборочный цех Куйбышевского завода № 1 («Прогресс») («Новости космонавтики»)


Мощное строительство начиналось и в другом регионе Советского Союза: поблизости от поселка Плесецк в Архангельской области было решено возвести объект «Ангара» – боевой стартовый комплекс «Р-7» (площадка № 41, «Лесобаза»)[140]. Столь северная площадка не слишком подходила для космических запусков, зато с нее можно было «дотянуться» до гораздо большего количества городов и стратегических объектов США, чем из Тюра-Тама.

Но для того чтобы «семерка» была принята на вооружение, предстояло провести еще целый ряд запусков как классической модификации, так и нового варианта «Р-7А», проектируемого под облегченную боеголовку. А ракета все еще преподносила неприятные сюрпризы.

Двадцать четвертого мая 1958 года начался второй этап летно-конструкторских испытаний. «Р-7» (№ Б1-3) долетела до Камчатки, но на конечном режиме работы второй ступени поломался дренажно-предохранительный клапан бака окислителя. Без наддува кислород пошел в насос с пузырями. Турбонасосный агрегат разрушился. Головная часть снова не отделилась, а недолет составил 45 км. Десятого июля предприняли следующую попытку – из-за отказа двигателя бокового блока «Д» ракету № Б1-4 сняли со старта.


136

Стоит вспомнить, что острый наконечник головных частей достался в наследство от немецких ракет. Таким образом, «родимое пятно» «V-2» едва погубило «Р-7».

137

Помимо завода, получившего название «Прогресс», в Куйбышеве (Самаре) было создано Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ), занимавшееся разработкой военных космических аппаратов. Сегодня оба предприятия объединены в одно – Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс».

138

Козлов, Дмитрий Ильич (1919–2009) – советский конструктор в области ракетной и космической техники. В 1937 году поступил в Ленинградский военно-механический институт. Во время Великой Отечественной войны – доброволец Ленинградского народного ополчения. Осенью 1944 года после третьего ранения демобилизован, вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 года. С 1946 года – инженер-конструктор, начальник группы завода № 88. В 1951–1958 годах – ведущий конструктор ОКБ-1. С 1961 года – начальник и главный конструктор филиала № 3 ОКБ-1. Под его руководством филиал № 3 ОКБ-1 обеспечивал конструкторское сопровождение серийного производства ракет «Р-7», включая ракету-носитель «Восток» Ю. А. Гагарина. В 1974–1983 годы Д.И.Козлов – начальник и главный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ), с 1996 года – Генеральный директор и Генеральный конструктор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». С 1984 года – член-корреспондент Академии наук.

139

Поселок Безымянка появился в годы Великой Отечественной войны; название ему дали по близлежащей железнодорожной станции.

140

Объект «Ангара» создавался как ракетная база постоянной боевой готовности. Ее историю принято вести с 15 июля 1957 года, когда там было начато формирование войскового ракетного соединения. Поскольку в качестве оружия ракеты «Р-7» и «Р-7А» быстро устарели, было решено использовать стартовые комплексы «Ангары» для запуска космических аппаратов. Начало космодрома Плесецк было положено 17 марта 1966 года стартом ракеты-носителя «Восток-2» с искусственным спутником Земли «Космос-112». С 1970-х годов космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос (с 1957 по 1992 год отсюда было осуществлено 1369 запусков, тогда как с Байконура лишь 917).

  55  
×
×