56  

«Семерку» снова пришлось перекомпоновывать и дорабатывать. Контрольные стендовые испытания специальной сборки, состоящей из центрального и одного бокового блока, прошедшие в августе-ноябре 1958 года на стендах Загорска, выявили резонансные колебания в контуре «упругая конструкция – двигательная установка». Для их устранения были усовершенствованы соединения блоков, ликвидирован межбаковый приборный отсек на центральном блоке, введены рулевые камеры повышенной тяги и изменены условия наддува баков.

В декабре начался период так называемых совместных испытаний с использованием серийных ракет и при участии боевых расчетов из Плесецка. Первая «Р-7» стартовала 24 декабря 1958 года, последняя – 27 ноября 1959 года. Испытаниям подверглись шестнадцать ракет, из которых восемь были изготовлены на Куйбышевском заводе[141]. Десять ракет поразили цель с заданной точностью; две превысили дальность из-за отклонений в работе системы управления; одна не долетела до цели 28 км из-за поломки в трубопроводе окислителя центрального блока; одна перелетела цель на 16,8 км из-за неустойчивой работы системы радиоуправления; две прекратили полет из-за отклонений в работе двигательной установки.


Антенно-фидерное устройство станций «Бинокль», «Кама», «Трал» на траекторной площадке ИП-1, развернутоя в 1958 году


В специальной литературе можно встретить утверждение, будто бы 30 июля 1959 года состоялся контрольный запуск «семерки» с термоядерной боеголовкой. И действительно, в этот день стартовала ракета № 041082 Куйбышевского завода, а через 28 минут ее головная часть достигла заданного района на Камчатке. Однако информацию о взрыве опровергают многие очевидцы событий. Кроме того, в 1959 году и до 1 августа 1961 года СССР не осуществлял ядерных испытаний, участвуя в моратории на их проведение вместе с США и Великобританией. «Р-7» никогда не испытывалась с боевой головной частью, оставшись в истории чисто «космической» ракетой…

К концу «совместных» испытаний стало окончательно ясно, что ракета «Р-7» не подходит для нанесения «удара возмездия» по США – она просто не дотянула бы до территории Америки. Куда перспективнее выглядела «Р-7А» (8К74) с головной частью новой конструкции. Испытания этой «семерки» начались 23 декабря 1959 года с запуска ракеты № И1-1. Новая головная часть весила 3 т. Всего было испытано восемь «изделий», из которых семь полностью выполнили свою задачу. Ракету «Р-7А» приняли на вооружение 12 сентября 1960 года.

Поскольку «семерка» могла лететь на гораздо большую дальность, чем позволял камчатский полигон, еще в 1956 году было решено запустить ее по акватории Тихого океана. Для обеспечения этих особых испытаний, названных незамысловато «Акватория», следовало развернуть плавучие измерительные пункты. Задачу оборудования таких ИПов возложили на НИИ-4, общее руководство осуществлял полковник Георгий Александрович Тюлин[142], занимавший должность заместителя начальника этого института.


Корабли Четвертой тихоокеанской гидрографической экспедиции («Новости космонавтики»)


Первые плавучие пункты в СССР сразу создавались как измерительные. Их оборудовали телеметрической аппаратурой «Трал», радиолокационной станцией «Кама» и оптическими приборами ФРС. Для исключения влияния качки антенны и оптические приборы были установлены на стабилизированные платформы.

Сами плавучие пункты были созданы работниками Балтийского судостроительного завода на базе сухогрузов проекта «Донбасс». В итоге появилась Четвертая Тихоокеанская гидрографическая экспедиция (ТОГЭ-4), включавшая корабли «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» (позже переименованный в «Спасск») и плавучий пункт связи «Чукотка». Командиром флотилии стал будущий контр-адмирал Юрий Иванович Максюта[143]. Личный состав и командование измерительных комплексов были укомплектованы в основном сотрудниками НИИ-4.

И тут возникли новые сложности. Маршал Митрофан Неделин доложил Никите Хрущеву о готовности комплекса к работе и о вероятных маршрутах перехода кораблей из Ленинграда в Тихий океан. Хрущев, опасавшийся провокаций, запретил переход через Суэцкий канал и вокруг Африки, а потребовал вести корабли Северным морским путем. Следовательно, их нужно было дооборудовать ледовым подкреплением. Георгий Тюлин срочно вылетел в Ленинград, но на верфях ему ничем помочь не смогли. Только после прямого вмешательства Москвы дело сдвинулось.


141

Первый запуск «Р-7» (№ 81 с ГЧ № 13), изготовленной под руководством Д. И. Козлова на Куйбышевском заводе «Прогресс», состоялся на полигоне Тюра-Там 17 февраля 1959 года. Через 28 минут после запуска ракета достигла поверхности Земли в районе полигона Кура на Камчатке.

142

Тюлин, Георгий Александрович (1914–1990) – советский ученый в области ракетно-космической техники. Трудовой путь начал в 14 лет, окончив школу фабрично-заводского ученичества. В 1932 году окончил рабочий факультет при Московском институте механизации сельского хозяйства. Увлекшись физикой и математикой, в 1933 году поступил в Московский государственный университет. В 1938 году преподавал математику в Московском институте механизации сельского хозяйства. В 1941 году ушел добровольцем в Красную армию, позднее был командиром батареи «БМ-13» («Катюш»). В 1946 году назначен на должность заместителя начальника 13-го отдела 4-го (ракетного) Главного артиллерийского управления Советской Армии. Вскоре стал начальником этого отдела. В 1948 году возглавил лабораторию баллистики в НИИ-4, в 1949 году стал начальником баллистического отдела и в том же году – заместителем начальника НИИ-4 по научной работе. В 1959 году Г. А. Тюлин был назначен на должность директора НИИ-88 (Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения; ныне – ФГУП «ЦНИИ «Машиностроения»). Он, собственно, и начал процесс превращения института из научно-прикладного, обслуживающего запросы конструкторского бюро, в головной центр отрасли, разрабатывающий идеологию, прогнозы и государственные планы развития ракетно-космической техники. В конце 1976 года вышел на пенсию и в отставку в звании генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, но вернулся в МГУ, где в 1979 году возглавил научно-исследовательскую лабораторию; там под руководством Г. А. Тюлина были начаты исследования возникновения и эволюции «космического мусора».

143

Максюта, Юрий Иванович (1918–1990) – советский военачальник. В 1934–1935 годах учился на рабфаке Киевского института кожевенной промышленности, затем поступил в Киевский индустриальный институт. С третьего курса Института по спецнабору ЦК ВЛКСМ направлен в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. После окончания училища направлен на Краснознаменный Черноморский флот, на крейсер «Красный Кавказ». Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской операциях. В 1959 году по представлению Главкома ВМФ С. Г. Горшкова назначен командиром 4-й Тихоокеанской океанографической экспедиции ТОГЭ-4. В 1960 году Ю. И. Максюте присвоено звание контр-адмирала. В 1964 году возглавил Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт Министерства обороны. Принимал активное участие на всех этапах создания первой отечественной навигационной спутниковой системы, новых подводных лодок, перспективных кораблей и их вооружения.

  56  
×
×