101  

Два главных закона финансовой жизни в США – платить налоги и не пытаться скрыть свои доходы. Каждый год часть американцев, выбранная случайно, подвергается тщательному, долгому и нудному аудиту. Если выяснится, что кто-то недоплатил налоги, они с него будут собраны вместе с пенями за просрочку и штрафом. Если же выяснится, что государство было намеренно введено в заблуждение, то последствия будут самые неблагоприятные. Выполнение налоговых обязанностей – ответственность граждан, которая не прибавляет в их глазах симпатий государству. А дискуссии о том, кто и сколько должен платить, всегда являются одной из самых горячих дискуссий в любой избирательной кампании. Это один из тех вопросов, ответ на который может стоить любому кандидату в президенты его политических надежд. Кстати, как известно, знаменитого чикагского гангстера 1920–1930-х гг. Аль Капоне, которого долгое время не могли уличить ни в одном из его очевидных преступлений (убийства и бутлегерство, сутенерство, подпольный игровой бизнес и т. д.), удалось поймать на неуплате налогов. В результате он был приговорен к одиннадцати годам заключения, откуда вышел уже смертельно больным человеком, потерявшим все свое криминальное влияние. Фильм «Неприкасаемые» с Шоном Коннери и Робертом Де Ниро приукрашенно рассказывает именно эту историю.

Правила шопинга

У меня такое впечатление, что все знают, что, как, когда и почем надо покупать в США. В этой стране все сравнительно дешево. Моя жена до сих пор вспоминает картинку, которую мы наблюдали в нью-йоркском элитарном районе Сохо несколько лет назад. Мы шли по маленькой улочке, набитой эксклюзивными магазинами. Из бутика Dolce & Gabbana вышла пара. Поравнявшись с ними, мы услышали, как женщина громко и возмущенно говорила по-русски своему спутнику: «Какие тут цены! Копейки! Копейки! Сущие копейки!!»

Да, по сравнению с российскими, особенно московскими, да и с европейскими ценами американские кажутся сущими копейками. Особенно если еще сравнить с американскими зарплатами. За несколько недель до Рождества Нью-Йорк и другие крупные города США переполняют туристы из Европы, которые, однако, не спешат в музеи и на концерты, а оккупируют магазины. Дешевле заплатить за перелет в Америку и несколько дней проживания в местной гостинице, чтобы закупить тут рождественские подарки, нежели делать это у себя дома в Старом Свете. Среди туристов все чаще попадаются россияне, которые тоже стали прилетать в США, чтобы купить новогодние подарки, а если повезет, то и постоять в ночь на 1 января на Таймс-сквер, наблюдая, как огромный яркий электрический шар опускается вниз. Сами нью-йоркцы на такие мероприятия, естественно, не ходят.

В этой книге я не буду подробно писать про американские магазины. Во-первых, о них очень много написано людьми, которые провели там гораздо больше времени, чем я. Во-вторых, они увековечены в бесчисленных голливудских фильмах и сериалах, которые шли, идут и еще будут идти в России. Тем более что я пишу книгу про типичную американскую жизнь, а не инструкцию по шопингу. Ограничусь лишь некоторыми замечаниями, раскрывающими отношение американцев к этому процессу.

Для начала немного уточню терминологию. В Америке торговым моллом называется отдельный торговый центр, который объединяет под одной крышей много разных магазинов. Торговая плаза – это комплекс, где разные магазины построены рядом и каждый имеет свой выход на улицу. Безусловно, шопинг представляет собой изрядную часть американского образа жизни. Граждане США, как я писал, потребляют очень много всего, на этом, собственно, и держится экономика страны, да и значительная часть мировой экономики. С одной стороны, это несправедливо, с другой – как только покупательная способность простых американцев начинает давать сбой, начинаются проблемы в глобальной экономике.

Американцы постоянно покупают все – от одежды до домашних приборов, быстро выбрасывают и покупают что-то новое. Мои знакомые студенты, подрабатывавшие вывозом мусора, за пару недель обставили свой арендованный дом сравнительно современной техникой, отличной мебелью и утварью, которую извлекали из того, что американцы выкидывали. Часто можно увидеть стоящие на улице диваны, шкафы, кресла, телевизоры, велосипеды или коробки с книгами, посудой, одеждой и т. п. Они выставлены лишь для того, чтобы их кто-то забрал себе. Я уже упоминал о гаражных распродажах, когда хозяева дома вытаскивают наружу все, что им не нужно, и предлагают купить всем желающим. Такие мероприятия очень популярны среди небогатых покупателей – редко что стоит там больше пяти долларов. Это еще и большая забава для детей: они рисуют ценники, общаются со взрослыми покупателями, следят за порядком. Как правило, все или почти все деньги попадают в их руки. Такие распродажи часто проходят на всей улице одновременно и превращаются в своеобразный пикник. Польза от них немалая – иначе американцы потонули бы в количестве вещей, которые быстро заполоняют самый большой дом, – знаю это по собственному опыту. Многие снимают городские склады, чтобы хранить то, что не вмещается в дом. Это я тоже знаю по собственному опыту.

  101  
×
×