79  

Многие бомжи ведут замкнутый образ жизни и проявляют себя в окружающем мире только просьбами дать денег, обращенными к прохожим. Интересно, что прикоснуться к прохожему или взять его за рукав, похлопать по плечу и т. п. бомж не решится. Это воспринимается в Америке как насилие над личностью и влечет за собой уголовную ответственность. Всем говорится «спасибо» – только в адрес тех, кто молча прошел мимо бомжа, «спасибо» звучит саркастически. Некоторые особо обаятельные бездомные имеют привычку протягивать руку в расчете на то, что прохожий сам автоматически ее пожмет. Тогда можно его руку задержать и попросить денег более настойчиво. Но подавляющее большинство бомжей не трогает прохожих, тем более не толкает.

В США есть много организаций, куда можно отдать все, что вам больше не нужно, – старую одежду и мебель, электронику и книги, обувь и игрушки. Все будет роздано нуждающимся или продано в их пользу. Это хороший способ помочь людям и одновременно заработать, поскольку такие организации дают вам документ, позволяющий списать с налогов стоимость пожертвованного. Детей с детства приучают отдавать что-то более нуждающимся, чем они. Однажды я сам избавился таким образом от старой машины, которую легче и быстрей было отдать, чем продать, – тем более что мне достаточно было только назвать адрес, по которому она стояла, и оставить под дворниками документы на машину. После развода в США почти все мои вещи были отданы в одну из таких организаций, так как вести это барахло на новое место жительства мне не хотелось.

Многие известные и вполне обеспеченные американцы проходили в своей жизни через этап бомжевания – их длинный список может поразить. Вот несколько примеров: Халли Берри жила в приюте в Нью-Йорке, а Курт Кобейн спал в картонных ящиках и приемных больниц; Дэниел Крейг ночевал на скамейках в парке, как и основатель ресторанов KFC Харланд Сандерс; Уильям Шетнер после развода и закрытия сериала, в котором он снимался, вынужден был долгое время спать в своей машине; Мартин Шин жил в нью-йоркской подземке. Сильвестр Сталлоне спал на автовокзале Нью-Йорка, а Жан-Клод Ван Дамм – на улицах Лос-Анджелеса. Кармен Электра, которую обокрал бойфренд, два года была бездомной в Голливуде, а певица Джуэл с матерью жила в автобусе. Дэвид Леттерман, как и Джек Керуак, жил в автомобиле, а Джим Моррисон – на крышах домов.

Никто, конечно, не знает, как долго продержатся негативные тенденции в глобальной экономике. Количество бездомных может вырасти. Но можно быть уверенным в одном – подавляющее большинство американцев и впредь будет стремиться обзавестись собственным домом, рядом с которым будет стоять автомобиль.

Глава 6

Нация, легкая на подъем

Американец и его автомобиль

Если американца поставить перед выбором: дом или автомобиль, то подавляющее большинство укажет на автомобиль. Без дома прожить в Америке можно, крыша всегда найдется, но американец без автомобиля – нонсенс. Машина – символ личной свободы и независимости в стране, где нет и никогда не было паспортов, прописок и регистраций по месту жительства, в которой каждый живет где хочет, а главным документом является водительское удостоверение. Автомобиль здесь – предмет первой необходимости, часть образа жизни, естественный социальный атрибут. Я бы сравнил символическую важность автомобиля для американца с его правом на личное оружие.

Американские автомобили не требуют описания, они ездят по дорогам почти всех стран мира. Америка сама – страна дорог и автомобилей. Железные дороги, воспетые в свое время в вестернах про освоение американского Дикого Запада, занимают нынче лишь небольшой процент пассажирских перевозок. Железнодорожных путей в США не так уж и мало – 226 тыс. миль, но они проходят по стране неравномерно, к тому же большая часть из них занята грузовыми перевозками. Зато сколько в США автомашин, точно не знает никто. В стране даже нет единой системы учета. По данным бюро транспортной статистики, в Америке сегодня насчитывается приблизительно 265 млн пассажирских автомобилей и около 8 млн мотоциклов.

Многие американские семьи имеют по три машины. Каждый год в стране продается еще около 6 млн автомобилей и несколько миллионов идет на свалку, то есть общее количество растет в среднем на 3,5–4 млн в год. По мере роста надежности среднего автомобиля удлиняется и срок его эксплуатации. Сегодня он составляет в США приблизительно девять лет, что намного больше, чем тридцать лет назад, когда средний возраст американской машины был около пяти лет. Еще трудней судить о ценах на автомобили в Америке, ибо при покупке можно (и нужно!) активно торговаться. Никто в США не покупает машины по цене на ценнике. Средняя цена обычных автомобилей – приблизительно 24,7 тыс. долларов, автомобилей класса люкс – 43,7 тыс. долларов. Подержанные автомобили вообще не имеют нижнего предела цены, их купить можно очень дешево. Старую машину еще «на ходу» вполне можно приобрести за сотню-другую долларов.

  79  
×
×