80  

Дороги и дорожная полиция

Однако автомобиль не особенно поможет, если в стране нет дорог. А они в Америке есть в избытке, в том числе знаменитые хайвеи, то есть скоростные дороги без перекрестков, светофоров и пешеходов – пешеход на скоростной дороге совершает уголовное преступление самим фактом своего там появления. Общая длина скоростных дорог составляет 48 тыс. миль. Их появлению прямо способствовал СССР, из ядерного противостояния с которым Америка ухитрилась извлечь неоспоримую пользу. Когда американцы поняли, что советские спутники могут отслеживать места расположения американского ядерного оружия, было принято решение создавать мобильные ядерные силы. Для этого и потребовались высококачественные скоростные дороги, которые вскоре – при финансировании со стороны государства – покрыли всю страну, да и рабочих мест их строительство создало немало. Всего же в США приблизительно 3,7 млн миль асфальтированных дорог, не считая городских улиц, построенных в соответствии со стандартами качества и безопасности. Есть еще фермерские дороги, где тоже уложен асфальт, заасфальтированные проезды между кукурузными полями или зданиями в кампусах школ и университетов и т. д.

Автомобильная инфрастуктура в США развита неплохо, хотя и она уже нуждается в модернизации. Дороги, как правило, очень хорошо оснащены с точки зрения информации и систем безопасности, а вокруг них создана целая индустрия отелей, ресторанов, закусочных, магазинов, заправочных и ремонтных станций, площадок для отдыха или обозрения красивых природных ландшафтов. Ездить по Америке – большое удовольствие, особенно на длинные дистанции. Начинаешь понимать американцев, которые в основном путешествуют по своей стране на машине. Интересно, что каждый пятый прием пищи в США происходит в автомобиле.

Конечно, не у всех американцев есть время преодолевать расстояния со скоростью 100–120 км в час. В стране хорошо развита индустрия пассажирских авиаперевозок. Существует масса крупных и мелких, в том числе местных авиакомпаний, которые ведут ожесточенную борьбу за клиентов. В результате билет на рейс, направляющийся в другую часть страны, иногда можно купить за мизерную сумму в 30–50 долларов, хотя за багаж и обед в самолете зачастую приходится платить отдельно.

Но вернемся к дорогам. В США нет федеральных дорожных правил, все регулируется штатами. На их границе меняется скоростной режим, форма дорожных полицейских, раскраска их машин и система дорожной информации. В одних штатах вдоль дорог один за другим стоят огромные билборды с информацией и рекламой самого разного типа, в других разрешен только необходимый минимум. Одно из немногих общих правил на дорогах Америки – знаки и надписи повторяются обычно трижды. В таких условиях отговорка, что, мол, не заметил поворот, не проходит. Особенно аккуратно рекомендуется ездить в маленьких городках, так как штрафы проезжающих через них иногородних водителей составляют заметный вклад в местный бюджет. Расчет верный: вряд ли человек из другого города поедет через месяц в местный суд спорить по поводу штрафа.

Подавляющее большинство водителей соблюдает рядность, никому и в голову не придет вырваться вперед по обочине или встречке. Многие, но далеко не все соблюдают скоростной режим. Существует поверье, что дорожные полицейские закрывают глаза на превышение скорости до десяти миль в час. Это так и не так: меня самого останавливали за превышение скорости за милю-другую в черте города и игнорировали превышение миль на двадцать на шоссе. Но в целом это негласное правило, похоже, действует.

Как я уже говорил, полиция в Америке – местная, здесь нет МВД в российском варианте. Роль дорожных полицейских сильно отличается от того, с чем автомобилист сталкивается в России. Главная задача дорожной полиции – регулирование движения, недопущение опасных ситуаций и «растаскивание» пробок, а не назначение штрафов. Часто нарушителя отпускают без выписывания штрафной квитанции, если его действия не создали опасной ситуации на дороге. Скажем, значительное превышение скорости – это опасно, а вот разворот через две сплошные на пустой дороге опасности не представляет, поэтому вряд ли вызовет реакцию полицейского.

Дорожные полицейские очень редко стоят на обочине и останавливают машины рукой (жезлов у них нет). Чтобы остановить машину нарушителя, они пристраиваются ей в хвост и включают мигалки – это, конечно, достаточно волнующее зрелище. Сам полицейский в это время «пробивает» номера по базе данных. В некоторых штатах полицейские могут «караулить» на обочине только с включенными фарами и мигалками. Если у машины стража порядка фары были выключены, а он вас остановил – его штраф или повестку в суд можно оспорить в суде и выиграть его. Все действия полицейского автоматически записываются на камеры внутри и снаружи машины, включая аудиозапись всех разговоров.

  80  
×
×