175  
  • Тогда прощайте! Больше нам не сесть
  • За стол друзей…

Внезапно на сцене появляется танцующий хоровод Лягушек. В последний момент под занесенными ножами они окружают путников.

ХОР ЛЯГУШЕК

  • Коакс, коакс, коакс!
  • В честь Диониса Нисейского
  • Дружно мы песню поем,
  • Смело поэзию мы
  • От мрачных врагов защищаем!
  • Дионис-Дионис,
  • Наш веселый кипарис!
  • Бог цветов и легких муз!
  • Наш таинственный арбуз!

Лягушки увлекают поэтов и Диониса и постепенно удаляется, превращаясь в смутное виденье, жестокий и абсурдный Мир Беспоэтья с тремя неподвижными фигурами и застывшим хором Графоманов. Вновь на сцене темнота, но это уже не та зловещая мгла, а теплая ночь шекспировских комедий с блуждающими мягкими пучками света, со смехом, веселыми возгласами, таинственной любовной беготней. В этой темноте слышится звон гитар, голоса:

  • Как соловей о розе
  • Поет в ночном саду,
  • Я говорил вам в прозе,
  • На песню перейду.
  • . . . .
  • Не спи, не спи, художник,
  • Не предавайся сну,
  • Ты вечности заложник
  • У времени в плену.
  • . . . .
  • Вам песня посвящается,
  • И вы скорей ответьте,
  • Ведь песнею кончается
  • Все лучшее на свете.
  • . . . .

И вновь – уже мощно

ХОР ЛЯГУШЕК

  • Среди громов, среди огней,
  • Среди бушующих страстей
  • В кипучем пламенном раздоре
  • Она с небес нисходит к нам…
  • и т. д.

Вспыхивает яркий свет на всей сцене.

Вокруг стола в напряженных ожидающих позах стоят Плутон, поэты, их подруги. В руках у них кубки с вином. Один лишь Геракл давно уже выпивает и закусывает. Ему прислуживает Фриних. Вокруг уютно расположились чудища Аида. Появляются, покачиваясь, явно навеселе, два поэта в артистических блузах. Лишь пытливый взгляд может уловить в них какое-то сходство с Эсхилом и Аристофаном.

1-й ПОЭТ

  • О, как вас здесь много!

2-й ПОЭТ

  • И все свои!

ПЛУТОН

  • Откуда вы, из времени какого?

1-й ПОЭТ

(смеясь).

  • Не знал я, в звездах проносясь.
  • Не знал я, стоя на горе.
  • Какое, милые, у нас
  • Тысячелетье на дворе.

2-й ПОЭТ

(смеясь).

  • Кто тропку к двери проторил
  • В саду, засыпанном крупой,
  • Пока я с Байроном кутил,
  • Пока я пил с Эдгаром По?

ЛЕВА

Да это наши поэты! К столу, к столу, ребятишки!

Поэты подходят к столу, поднимают бокалы.

ПУШКИН

  • Поднимем бокалы, содвинем их разом!
  • Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Окруженный ликующими, танцующими Лягушками на сцену вступает Дионис.

Конец

Цапля

Комедия с антрактами и рифмованной прозой

1979, январь—апрель

Посвящается друзьям, участникам альманаха «Метрополь»

1

Не ждали

Средь мирозданья, как инсект, полз «жигулек» в шоссейном гаме. В нем ехал молодой субъект, международник Моногамов, сорокалетний мотылек, юнец с большим партийным стажем. В свой край родной на месяцок он завернул. Обескуражен он был избытком простоты и недостатками асфальта и тем, что городок Хвосты так не похож на остров Мальта.

Он ехал из Москвы в Литву, смиряя резвость «жигуленка», вздыхал на пыльную листву и вспоминал жену с ребенком.

С воспоминаньями в разлад рычала Минская дорога, бесшумный чиркал звездопад, и в унисон росла тревога.

Иван Владленыч был непрост, хотя в анкете безупречен. Скромнейший ум и средний рост, благопристойность тихой речи вне подозрений, ясен он, но вот беда, судите сами, он был с рожденья наделен необычайными глазами незаурядной синевы и нестандартного размера.

На глыбах сталинской Москвы в семье большого офицера росло глазастое дитя. Питомец будущий ВИЯКа среди чугунного литья вдруг видел влажной сути знаки и задавал себе вопрос: случайна ль жизнь средь химий диких?

Меж тем он полностью возрос, освоил множество языков, женился, родину любя, служа стране, ребенка сделал, возрос, как стебель от стебля, и вскоре отбыл за пределы одной шестой туда, туда, к пяти другим шестым, туманным, где есть другие города, но нет Москвы и Магадана.

Как водится, родных берез он не забыл в фальшивом блеске и все, что следует, пронес на службе у мадам ЮНЕСКО.

  175  
×
×