123
- Министры — шулера,
- король — дурак,
- шуты, шутя, играют в короля!
- Мы мечтали о морях-океанах,
- собирались прямиком на Гавайи,
- и как спятивший трубач спозаранок,
- уцелевших я друзей созываю!
- Уходят, уходят, уходят друзья,
- одни в никуда, а другие в князья.
- В осенние дни и в весенние дни,
- как будто в году воскресенья одни…
- Уходят, уходят, уходят, уходят мои друзья.
- Ах Караганда, ты Караганда,
- ты уголек даешь, да на-гора года,
- кому двадцать лет, кому тридцать лет,
- а что с чужим живу — так своего-то нет.
- Ка-ра-ганда!..
- Проходит жизнь, проходит жизнь
- как ветерок по полю ржи,
- проходит явь, проходит сон,
- любовь проходит, проходит все.
- Покрепче, парень, вяжи узлы.
- Беда идет по пятам.
- Сегодня ветер и волны злы,
- и зол как черт капитан.
- Лицо укутай в холодный дым,
- водой соленой омой —
- и снова станешь ты молодым,
- когда придем мы домой.
Песня — это была свобода. Мы пели только то, что не показывали по телевизору, не слышали по радио, не печатали в книжках и журналах. Если прорывался Высоцкий — это была наша победа: это от нас он пришел и к ним тоже, официальным, но не от них к нам.
- Корабли постоят, и ложатся на курс,
- но они возвращаются сквозь непогоды.
- Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
- я коней своих нагайкою стегаю, погоняю!
- Уходим под воду
- в нейтральной воде.
- Мы можем по году
- плевать на погоду,
- а если накроют
- локаторы взвоют
- о нашей беде!
- Спасите наши души!
- Мы бредим от удушья!
- Спасите наши души, спешите к нам!
Понимаете, любое время имеет свой музыкальный фон. Свой поэтический задник. И этот нестройный мелодичный гул — сумма внутренних движений народа. Скажи мне, что вы поете, — и я скажу вам, что вы за люди. Самовыражение.
- А что за мною? Все трасса, трасса,
- да осенних дорог кисель,
- как мы гоним с Ростова мясо,
- а из Риги завозим сельдь.
- Что за мною? Доставка, до?быча,
- дебит-кредит да ордера,
- год тюрьмы, три года всеобуча,
- пять войны, но это вчера.
- Что за мною — автоколонны,
- бабий крик, паровозный крик,
- накладные, склады, вагоны…
- Гляну в зеркальце — я старик.
- Вы слышите — грохочут сапоги,
- и птицы ошалелые летят,
- и женщины глядят из-под руки:
- вы поняли, куда они глядят.
- Вы слышите — грохочет барабан:
- солдат, прощайся с ней, прощайся с ней!
- Уходит взвод в туман, в туман, в туман,
- а прошлое ясней, ясней, ясней!
- А мы рукой на прошлое: вранье!
- А мы с надеждой в будущее: свет!
- А по полям жиреет воронье.
- А по пятам война грохочет вслед.
- Она была во всем права,
- и даже в том, что сделала,
- а он сидел, дышал едва,
- и были губы белые,
- и были черными глаза,
- и были руки синими,
- и были черные глаза
- пустынными пустынями.
- Нас разбросал людской водоворот.
- Идут года, растет зеленый лед,
- но все равно: сквозь память напролет
- по набережной девочка идет,
- она в снегу, как в голубом огне,
- она спешит, она идет ко мне.
- Пони девочек катает,
- пони мальчиков катает,
- пони бегает по кругу и круги в уме считает.
В этих песнях, в этих стихах с нехитрой мелодией было все, что надо: романтика и идеал, любовь и смерть, война и подвиг, юность и старость, тюрьма и родина. Иногда это была очень наивная романтика, очень жестокий надрыв и очень примитивная лиричность. Высокая поэзия мешалась с уличным самопалом, как шампанское с сивухой, но искомый эффект достигался: было хорошо.
- Кто позабыл своих невест,
- кто третий месяц рыбу ест,
- кому приносит злой норд-вест
- по пуду горькой соли:
- Святая Дева, Южный Крест,
- Святая Дева, Южный Крест,
- Святая Дева, Южный Крест
- и твердые мозоли!..
- Спасибо вам, святители,
- что плюнули да дунули,
- что вдруг мои родители
- зачать меня задумали
- в те времена далекие,
- теперь почти былинные,
- когда срока огромные
- брели в этапы длинные!
Встанем и выпьем поименно за тех, кто вкладывал не уча: что жажда жизни, тоска по счастью, притяжение великих дел и любовь к родине — это одно чувство. Галич, Городницкий, Окуджава, Визбор, Кукин, Анчаров, Клячкин, Ким. Высоцкий. И еще сто…
123