123  
  • Министры — шулера,
  • король — дурак,
  • шуты, шутя, играют в короля!
  • Мы мечтали о морях-океанах,
  • собирались прямиком на Гавайи,
  • и как спятивший трубач спозаранок,
  • уцелевших я друзей созываю!
  • Уходят, уходят, уходят друзья,
  • одни в никуда, а другие в князья.
  • В осенние дни и в весенние дни,
  • как будто в году воскресенья одни…
  • Уходят, уходят, уходят, уходят мои друзья.
  • Ах Караганда, ты Караганда,
  • ты уголек даешь, да на-гора года,
  • кому двадцать лет, кому тридцать лет,
  • а что с чужим живу — так своего-то нет.
  • Ка-ра-ганда!..
  • Проходит жизнь, проходит жизнь
  • как ветерок по полю ржи,
  • проходит явь, проходит сон,
  • любовь проходит, проходит все.
  • Покрепче, парень, вяжи узлы.
  • Беда идет по пятам.
  • Сегодня ветер и волны злы,
  • и зол как черт капитан.
  • Лицо укутай в холодный дым,
  • водой соленой омой —
  • и снова станешь ты молодым,
  • когда придем мы домой.

Песня — это была свобода. Мы пели только то, что не показывали по телевизору, не слышали по радио, не печатали в книжках и журналах. Если прорывался Высоцкий — это была наша победа: это от нас он пришел и к ним тоже, официальным, но не от них к нам.

  • Корабли постоят, и ложатся на курс,
  • но они возвращаются сквозь непогоды.
  • Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
  • я коней своих нагайкою стегаю, погоняю!
  • Уходим под воду
  • в нейтральной воде.
  • Мы можем по году
  • плевать на погоду,
  • а если накроют
  • локаторы взвоют
  • о нашей беде!
  • Спасите наши души!
  • Мы бредим от удушья!
  • Спасите наши души, спешите к нам!

Понимаете, любое время имеет свой музыкальный фон. Свой поэтический задник. И этот нестройный мелодичный гул — сумма внутренних движений народа. Скажи мне, что вы поете, — и я скажу вам, что вы за люди. Самовыражение.

  • А что за мною? Все трасса, трасса,
  • да осенних дорог кисель,
  • как мы гоним с Ростова мясо,
  • а из Риги завозим сельдь.
  • Что за мною? Доставка, до?быча,
  • дебит-кредит да ордера,
  • год тюрьмы, три года всеобуча,
  • пять войны, но это вчера.
  • Что за мною — автоколонны,
  • бабий крик, паровозный крик,
  • накладные, склады, вагоны…
  • Гляну в зеркальце — я старик.
  • Вы слышите — грохочут сапоги,
  • и птицы ошалелые летят,
  • и женщины глядят из-под руки:
  • вы поняли, куда они глядят.
  • Вы слышите — грохочет барабан:
  • солдат, прощайся с ней, прощайся с ней!
  • Уходит взвод в туман, в туман, в туман,
  • а прошлое ясней, ясней, ясней!
  • А мы рукой на прошлое: вранье!
  • А мы с надеждой в будущее: свет!
  • А по полям жиреет воронье.
  • А по пятам война грохочет вслед.
  • Она была во всем права,
  • и даже в том, что сделала,
  • а он сидел, дышал едва,
  • и были губы белые,
  • и были черными глаза,
  • и были руки синими,
  • и были черные глаза
  • пустынными пустынями.
  • Нас разбросал людской водоворот.
  • Идут года, растет зеленый лед,
  • но все равно: сквозь память напролет
  • по набережной девочка идет,
  • она в снегу, как в голубом огне,
  • она спешит, она идет ко мне.
  • Пони девочек катает,
  • пони мальчиков катает,
  • пони бегает по кругу и круги в уме считает.

В этих песнях, в этих стихах с нехитрой мелодией было все, что надо: романтика и идеал, любовь и смерть, война и подвиг, юность и старость, тюрьма и родина. Иногда это была очень наивная романтика, очень жестокий надрыв и очень примитивная лиричность. Высокая поэзия мешалась с уличным самопалом, как шампанское с сивухой, но искомый эффект достигался: было хорошо.

  • Кто позабыл своих невест,
  • кто третий месяц рыбу ест,
  • кому приносит злой норд-вест
  • по пуду горькой соли:
  • Святая Дева, Южный Крест,
  • Святая Дева, Южный Крест,
  • Святая Дева, Южный Крест
  • и твердые мозоли!..
  • Спасибо вам, святители,
  • что плюнули да дунули,
  • что вдруг мои родители
  • зачать меня задумали
  • в те времена далекие,
  • теперь почти былинные,
  • когда срока огромные
  • брели в этапы длинные!

Встанем и выпьем поименно за тех, кто вкладывал не уча: что жажда жизни, тоска по счастью, притяжение великих дел и любовь к родине — это одно чувство. Галич, Городницкий, Окуджава, Визбор, Кукин, Анчаров, Клячкин, Ким. Высоцкий. И еще сто…

  123  
×
×