140  

Басманов покосился на сына, сидевшего рядом за столом и с видимым отвращением хлебавшего тощие монастырские щи. В эту поездку он взял с собой сына нарочно – особой надобности в помощнике не было. Но беда, что Феденька слишком уж явно взялся за старое, и сплетни о нем, поползшие вокруг, могли дойти до ушей царя, который громогласно осуждал содомию.

Даже наедине с собой Алексей Данилович старался не вспоминать о том, что Иван-то Васильевич сам единожды с Федькою оскоромился. Вроде бы уже заткнули рты и укоротили языки всем, кто трепал ими излишне резко, уверяя, Басмановы-де возвысились чрез Федькину задницу. Эх, эх… сколь живуча злая слава в отличие от доброй! Ведь Алексей Данилович был пожалован чином окольничего еще при осаде Казани, в 52-м году, – за удивительную храбрость. Через три года ему представился случай еще раз показать свою отвагу, когда с семью тысячами солдат полтора суток удерживал натиск шестидесятитысячного войска, во главе которого был сам крымский хан Девлет-Гирей. А взятие Нарвы и осада Полоцка? Это ж было за два года до того, как Федька, распутник… чтоб его черти на том свете драли! Замазал, замазал чистую отцову славу, такого сына по-хорошему задавить бы, чтоб не пакостил, однако Алексей Данилович знал, что у него даже высечь сыночка рука не поднимется, потому что любил он своего единственного отпрыска истово и самозабвенно, готов был спустить и простить все его прегрешения, покрыть всякую оплошность. Помнится, давным-давно, Федька тогда еще только родился, став причиною смерти своей матери, столь горячо любой Басмановым, что он предпочел вдоветь всю жизнь, но так и не женился вторично, – так вот, тогда нагадала Алексею Даниловичу одна деревенская знатка,[73] что сын станет не только его пожизненным позором, но и сведет его в могилу, как свел матушку. Басманов старуху тут же и приколол чинжалищем,[74] а пророчество предпочел забыть покрепче. Странно, чего это оно вдруг вспомнилось?

Хотя чего тут странного? Перед отъездом они крепко повздорили с сыном – столь крепко, что оба за оружие начали вгорячах хвататься и поливать друг дружку самой отборной бранью. Грешки Федькины были обнаружены его тестем, боярином Сицким; жена, которую он так и не выбрал время наградить дитятею, собралась принимать постриг, чтобы спастись от позора… словом, была страшная буза и громкий крик. Вот Басманов и предпочел держать сына на глазах. Во все время пути глаз с него не спускал, пресекая всякие попытки того позабавиться с пригоженькими отроками. Во время стоянок отыскивал для него самых ладных девок, ибо сговорчивые да горячие по прибрежным деревням всегда сыщутся, но Федька еще пуще злился и даже не смотрел на них… А эт-то что еще такое?!

Басманов вдруг перехватил вполне мужской, горячий взгляд, который метнул сын на молоденькую монашенку, служившую им за столом. А хороша Христова невеста, даже жалко: такое обилие плоти – и достанется бесплотному жениху. Может, именно эта девка станет нужным лекарством для Федьки?

Тут же Басманов вспомнил, где находится, и огорченно цыкнул зубом. Вот же незадача, а? В кои-то веки сын ощутил себя настоящим мужиком, а девка-то пострижена! Нет, даже и помыслить нельзя добыть ее для Федора. Тут никакие богатые государевы дары, присланные в монастырь, не помогут. Жаль, что сейчас уже ночь на дворе, корабельщики устали и повалились на струге спать, – жаль, нельзя прямо сейчас отправиться в обратный путь вместе с опальною княгиней Ефросиньей, подальше от ненужного искушения.

Ах да, еще ведь и привет сказать инокине Александре, сиречь, Юлиании Дмитриевне. Чуть не забыл.

Алексей Данилович отложил ложку, вытер усы и чинно благодарил за хлеб-соль. Потом попросил позвать инокиню Александру. Мать-игуменья сперва хотела до утра дело отложить, однако все же смилостивилась.

Вскоре в трапезную вошла тонкая монашенка, склонила голову, стала у порога. Басманов отвесил поклон, начал передавать слова государя, а сам с изумлением всматривался в лицо княгини.

Поразительно! Или это неверный свечной пламень играет такие игры, или Юлиания и впрямь не постарела, а помолодела за минувшие восемь лет? Сейчас она даже лучше и краше, чем была в свои двадцать шесть, когда после смерти мужа принимала постриг в Новодевичьей обители. Тогда склоняла голову под клобук увядшая, исплаканная, в полном смысле этого слова поставившая на себе крест, стареющая женщина. Сейчас, хоть и исхудала безмерно, обрела словно бы вторую молодость: ясные синие очи, кожа белая, гладкая – ни морщинки, рот напоминает цветок. Известно, у баб есть множество секретов, как приукрасить себя, надолго охранить молодость, но не в монастырской же келье гулявные[75] и ромашковые настойки готовить, смешивать драгоценные масла для притираний лица и тела! Бывает, что молодой любовник передает пожилой бабе свои силы вместе с семенем, преображая ее, это тоже дело известное, однако Юлиания не из тех, кто за монастырскими стенами станет блуд блудить. Не из тех!


  140  
×
×