97  

СКОРОСТЬ

  • Бедствие это не знает предела…
  • Ты, не имея ни духа, ни тела,
  • Коршуном злобным на мир налетела,
  • Все исказила и всем овладела
  • И ничего не взяла.

8 августа 1959, утро, Комарово

НАСЛЕДНИЦА

  • От Сарскосельских лип…

Пушкин

  • Казалось мне, что песня спета
  • Средь этих опустелых зал.
  • О, кто бы мне тогда сказал,
  • Что я наследую все это:
  • Фелицу, лебедя, мосты
  • И все китайские затеи,
  • Дворца сквозные галереи
  • И липы дивной красоты.
  • И даже собственную тень,
  • Всю искаженную от страха,
  • И покаянную рубаху,
  • И замогильную сирень.

20 ноября 1959, Ленинград, Красная Конница

* * *

  • Вам жить, а мне не очень,
  • Тот близок поворот.
  • О, как он строг и точен,
  • Незримого расчет.
  • Зверей стреляют разно,
  • Есть каждому черед
  • Весьма разнообразный,
  • Но волка – круглый год.
  • Волк любит жить на воле,
  • Но с волком скор расчет:
  • На льду, в лесу и в поле
  • Бьют волка круглый год.
  • Не плачь, о друг единый,
  • Коль летом иль зимой
  • Опять с тропы волчиной
  • Услышишь голос мой.

1959

ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

  • Одно, словно кем-то встревоженный гром,
  • С дыханием жизни врывается в дом,
  • Смеется, у горла трепещет,
  • И кружится, и рукоплещет.
  • Другое, в полночной родясь тишине,
  • Не знаю откуда крадется ко мне,
  • Из зеркала смотрит пустого
  • И что-то бормочет сурово.
  • А есть и такие: средь белого дня,
  • Как будто почти что не видя меня,
  • Струятся по белой бумаге,
  • Как чистый источник в овраге.
  • А вот еще: тайное бродит вокруг —
  • Не звук и не цвет, не цвет и не звук, —
  • Гранится, меняется, вьется,
  • А в руки живым не дается.
  • Но это!… по капельке выпило кровь,
  • Как в юности злая девчонка – любовь,
  • И, мне не сказавши ни слова,
  • Безмолвием сделалось снова.
  • И я не знавала жесточе беды.
  • Ушло, и его протянулись следы
  • К какому-то крайнему краю,
  • А я без него… умираю.

1 декабря 1959, Ленинград, Красная Конница

АНАФЕМА

  • Это и не старо, и не ново,
  • Ничего нет сказочного тут.
  • Как Отрепьева и Пугачева,
  • Так меня тринадцать лет клянут.
  • Неуклонно, тупо и жестоко
  • И неодолимо, как гранит,
  • От Либавы до Владивостока
  • Грозная анафема гремит.

1959

МАРТОВСКАЯ ЭЛЕГИЯ

  • Прошлогодних сокровищ моих
  • Мне надолго, к несчастию, хватит.
  • Знаешь сам, половины из них
  • Злая память никак не истратит:
  • Набок сбившийся куполок,
  • Грай вороний, и вопль паровоза,
  • И как будто отбывшая срок
  • Ковылявшая в поле береза,
  • И огромных библейских дубов
  • Полуночная тайная сходка,
  • И из чьих-то приплывшая снов
  • И почти затонувшая лодка…
  • Побелив эти пашни чуть-чуть,
  • Там предзимье уже побродило,
  • Дали все в непроглядную муть
  • Ненароком оно превратило.
  • И казалось, что после конца
  • Никогда ничего не бывает…
  • Кто же бродит опять у крыльца
  • И по имени нас окликает?
  • Кто приник к ледяному стеклу
  • И рукою, как веткою, машет?…
  • А в ответ в паутинном углу
  • Зайчик солнечный в зеркале пляшет.

Февраль 1960, Ленинград

СМЕРТЬ ПОЭТА

  • Как птица, мне ответит эхо.

Б. П<астернак>

1

  • Умолк вчера неповторимый голос,
  • И нас покинул собеседник рощ.
  • Он превратился в жизнь дающий колос
  • Или в тончайший, им воспетый дождь.
  • И все цветы, что только есть на свете,
  • Навстречу этой смерти расцвели.
  • Но сразу стало тихо на планете,
  • Носящей имя скромное… Земли.

1 июня 1960, Москва, Боткинская больница

2

  • Словно дочка слепого Эдипа,
  • Муза к смерти провидца вела,
  • А одна сумасшедшая липа
  • В этом траурном мае цвела
  • Прямо против окна, где когда-то
  • Он поведал мне, что перед ним
  • Вьется путь золотой и крылатый,
  • Где он вышнею волей храним.

11 июня 1960, Москва, Боткинская больница

* * *

«…Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С. Гумилева. То было время ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость. За все полвека, что мы были знакомы, я не помню у нее на лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки. При взгляде на нее мне всегда вспоминалось некрасовское: „Есть женщины в русских селеньях…“

  97  
×
×