99  

— Странная штука, — сказал он, когда они сидели в колосовском кабинете, разглядывая вешдок, изъятый с места преступления. — Я поначалу думал — это камень. Впрочем, по фактуре это камень и есть, только старательно обработанный человеческой рукой. Знаешь, на что это похоже?

— На гирьку для весов, какими пользуются на рынке. — Никита взял вещдок в руки.

Каменный столбик-пирамидка с округлым основанием, сильно суженный кверху, наверху в камне просверлено сквозное отверстие. Для чего? Поверхность камня действительно обработанная, отшлифованная. А вот основание...

— Тут вроде какой-то узор или рельеф вырезан. — Грачкин сдвинул на нос очки. — Черточки, кружок... Какое-то изображение, а? А знаешь, Никита, эта штучка действительно производит впечатление довольно старой вещицы. Значит, тебе посоветовали проконсультироваться насчет нее в музее института Востока?

Колосов рассеянно кивнул, продолжая рассматривать вешдок, провел пальцем по шероховатому рельефу на основании пирамидки.

— Ну, а как насчет того, что я просил тебя проверить? — спросил он.

Грачкин вздохнул.

— Ну что... Эти ожоги на ладонях Алагирова... В общем, конфигурация ожоговых пятен совпадает с диаметром этой вот окружности, — он указал на нижнюю часть вещдока. — Основание я осмотрел. Вроде бы есть следы нагрева, но...

— Чтобы такой ожог вызвать, как сильно должен быть нагрет камень?

— Достаточно сильно. Не раскален, однако...

— А в остальных случаях? Останки Бородаева и других, неопознанных, ты проверил?

— Все я проверил. Тоже вроде бы похожая картина, но... Но там сам понимаешь, какой материал для исследований. Где-то что-то совпадает, где-то нет. Да и сам этот предмет. Следы нагрева вроде бы есть, но на многократное использование — понимаешь, о чем я? — вроде бы не очень похоже. Я говорил, что рельеф ожоговых пятен на останках не всегда однороден, но сказать категорически, что руки жертв ОН каждый раз прижигал именно этой штукой, я не могу. И знаешь, Никита, прежде всего нам нужно конкретно знать, что это такое. От этого, думаю, и выводы будем делать.

Колосов убрал вешдок в пакет. Позвонили из приемной начальника Управления розыска — Колосова немедленно просили зайти к руководству. Он знал зачем: закончились переговоры руководства главка с директором Института истории и экономики стран Востока и представителями курирующих его структур. Только так теперь можно было обрести официальный, «легальный» путь в это закрытое учреждение для допроса одного из его сотрудников.

Однако то, что допрос Валентина Белкина в стенах музея будет проходить в присутствии третьего лица, стало для Колосова неприятной неожиданностью. Но на следующий день в вестибюле института возле охраны в назначенный час его уже ожидал некто неприметный, настороженный и немногословный — явный «человек в сером», скромно представившийся как старший референт. Он, по его словам, и должен был по распоряжению администрации института присутствовать при беседе начальника отдела убийств с хранителем музейной экспозиции Белкиным. И воспротивиться такому тотальному надзору было невозможно.

Облик самого Белкина Никиту весьма заинтересовал. Как некогда и Кате, ему сразу бросилась в глаза явная военная выправка ученого-археолога. На научного сотрудника Белкин был похож так же, как сам Никита на солиста филармонии, однако вот уже несколько лет, как значилось в данной ему блестящей характеристике, он являлся хранителем институтского археологического музея. И как Колосов убедился, дело свое знал.

Сам музей произвел на начальника отдела убийств сложное впечатление. Сначала создалось просто ощущение ученого упорядоченного хаоса — стенды, какие-то гигантские фотопанно на стенах, фрагменты страхолюдных барельефов, невзрачная древняя керамика, куски глины с причудливым узором (лишь позже он понял, что это клинопись).

Вход в один из залов украшала зверовидная статуя: человек-бык с орлиными крыльями и пятью ногами. Лик статуи Никите не приглянулся: каменные черты являли жестокость и холодную наглую насмешливость. Пятиногий монстр со своего метрового гранитного пьедестала, казалось, презирал всех, кто вынужден был проходить под его выпуклым объемистым брюхом. Колосов украдкой постучал по каменному копыту: крепкий урод — из гранита, наверное, высечен или из базальта.

Возле этой статуи, а точнее, под ней они с Белкиным и встретились. Столкнулись в дверях. Пока обменивались первыми фразами — Колосов представлялся, демонстрируя удостоверение, Белкин говорил, что потрясен смертью Алагирова, о которой узнал от руководства военно-исторического общества, — стояли все так же, под статуей. Под ее брюхом, между ног, похожих на черные храмовые колонны.

  99  
×
×