162  

– Трех, – сварливо поправил Асмунд. – Все три – вепри! Секачи в половину твоего коня. А весом – с тебя. А даже малость схожи… Это не олени, которые сдачи не дают.

Недовольно сопя, он взобрался на коня. Тот закряхтел и пошатнулся, вздохнул обреченно. Олег тронул коня, остальные поехали за ним. Только Рудый рявкнул на своих гридней, те послушно ускакали вперед.

Асмунд буднично упомянул о том, как хазарин спрятался за толстенное дерево в два обхвата, но князь и ухом не повел аль не заметил в благородной рассеянности: просадил насквозь хазарина вместе с деревом. У Рудого отвисла нижняя челюсть до луки седла, но лицо Асмунда было абсолютно честным. К тому же для Асмунда пошутить – все равно что кабану, полдня не жравши, порхать под облаками, и Олег вскоре услышал, как Рудый возбужденно рассказывает дружинникам, как хитрый хазарин спрятался за дерево в три обхвата…

Олег услышал, чуть усмехнулся. Рождается новая сказка о Вещем Олеге.


Олег смеялся, шутил, конь под ним выгибал шею, порывался пойти вскачь, но Ольха видела грустные глаза великого князя. Никто не замечал, даже Ингвар и Рудый, самые близкие ему люди, даже преданный Асмунд не видел глубокой печали Олега, прозванного Вещим.

Она посматривала искоса, внезапно Олег повернул голову и чуть улыбнулся ей. Ольха ощутила, как кожа на ее руках пошла крупными пупырышками. Великий князь понимал ее мысли и поблагодарил молча за сочувствие. И в то же время наклоном головы, полуспущенными тяжелыми веками, изгибом губ так же молча сказал, что эту ношу нести ему одному. И одному отвечать за обильно пролитую кровь.

Ольха верно чуяла, что думы великого князя чернее грозовой тучи с градом. И смотрел поверх голов, потому что кому как не великому князю видеть больше и дальше?

Кто из этих местных знает, что варяг Роллон, изгнанный из Ильменя и Киева, вскоре снова собрал викингов? На этот раз, не рискуя скрестить мечи со славянами, на драккарах поднялся с моря по реке Сене, разбил наспех собранное ополчение местных жителей. Его пытались остановить, но он быстро закрепился на захваченных землях, расширил их еще и еще, пока со всем войском не выступил против него сам французский король Карл.

Увы, яростный в бою Роллон разбил и Карла. Вынудил признать право норманнов на захваченные огромные земли, которые этот отряд разбойников гордо назвал Нормандией. Карлу пришлось даже отдать свою дочь за их вожака!

А со стороны Ла-Манша во Францию ворвался другой викинг – Оттар. Его тоже помнят новгородцы за те бесчинства и резню, которую учинил на Ловати. Оттар, подобно Роллону, тоже захватил огромные земли, а все его викинги до единого, включая дураков и слабоумных, стали знатными синьорами и получили в собственность десятки деревень с населением. Но и там, это видно каждому, кто знаком с дорогами людей, через два-три поколения перестанет звучать речь викингов, а их правнуки уже будут считать себя французами. Только и останутся в названиях владений нормандские названия на «виль», «кур» или «бо»… Но все утратят язык, имена и вольются в покоренный народ, добавив струю горячей крови в дряблые жилы.

И что же? Ему, как Вещему, зримо, как эти свирепые норманны, уже став французами, забыв родной язык и разговаривая только на французском, через поколения вторгнутся через Ла-Манш в Британию, разобьют, победят, захватят, заставят склониться… Более того, захватив всю Британию, сами станут королями, от них пойдет новая династия. Но и они через поколения растворятся среди местных саксов, забудут уже и французский язык, примут новые имена и новый для них язык… Уже англицкий! Так стоит ли, глядя на то, что творится на свете, ополчаться на пришлых русов? Они уже – стоит посмотреть хотя бы на Ингвара и Ольху! – растворяются среди славян. Только и того, что имя останется, как у болгар, к примеру. А то и того не останется, как случилось с троянцами, что во главе с великим героем Энеем высадились на берегу Тибра, победили латинян, основали династию, но даже имени их там не осталось!

Но зримо только ему, который прозревает внутренним взором грядущее. Остальной народ не зрит дальше своего носа. Ослеплен ненавистью к русам. Неважно, что те принесли мир и спокойствие в здешние земли. Увы, люди живут не умом, а чувствами. А чувства сильнее, чем самый мощный ум. Любой ум в услужении чувств, он выполняет их повеления, даже самые дикие и неразумные!

Как поступить? А поступить надо как-то необычно. Иначе славянские племена не успокоятся, пока и русов, как раньше варягов, не изгонят из своих земель. Сами изойдут кровью, половину народа покладут под дерновое одеяльце, жен и детей заморят или продадут в рабство, но сбросят русов в их северное море!

  162  
×
×