166
Свет гаснет
Парабаса
Ода
ХОР ЛЯГУШЕК
- Муза, в священные горы вступи, наслаждаяся песней моею.
- Так я оду свою по привычке начать собирался.
- Между тем в пучину бедствий погрузился город наш,
- Демагоги и тираны оседлали наш народ,
- И поэта нет, который мог бы людям дать ответ
- и разумный и полезный.
- Чтобы прав своих гражданских не терял уже никто,
- Чтобы страх был уничтожен, чтобы разум победил…
Эпиррема
КОРИФЕЙ ЛЯГУШЕК
- Очень часто нам казалось, что Афины горожан
- И хороших и негодных, всех оценивают так,
- Как старинную монету и сегодняшний чекан.
- Так старинную монету, неподдельную вполне.
- Ту, что самой чистой пробы, лучшую из всех монет
- Не пускаем в обращенье, применяя медяки
- Наихудшего чекана, те, что выбиты вчера.
- Граждан тех, кто, как известно, благородны и умны,
- И воспитаны в палестре, и сильны в искусстве Муз,
- Тех мы гоним, а других-то – медных, рыжих и чужих,
- И худых из самых худших, – всюду мы пускаем в ход.
- Задержитесь же, безумцы, измените свой уклад,
- В ход пускайте благородных! И дела пойдут на лад,
- А постигнет неудача, верно, скажут мудрецы:
- «Что ж, на дереве хорошем и повеситься не жаль».
Антода
ХОР ГРАФОМАНОВ
- Право слово, положенье, скажем прямо, недурно:
- Графомания в почете, пищу ищет графоман.
- Поглощает чебуреки, кашу с салом и сольцой.
- Ежедневно три тарелки аппетитного борща,
- Птицы, жаренной на скаре, восемьсот тринадцать грамм,
- Лягушатины нежнейшей сорок восемь килограмм.
- Ради пищи аппетитной графоманом надо стать.
- Ежедневно графоманить и на сильных не роптать.
Антиэпиррема
КОРИФЕЙ ГРАФОМАНОВ
- Я наслаждаюсь теперь Гонораром, высоким и толстым,
- Часто встречаю его по дороге с работы домой.
- Вот он идет, Гонорар, в своей шубе, простой и веселый,
- За руку я Гонорара беру и веду в свой изысканный дом,
- Шубу снимаю с него и пиджак, и рубашку снимаю.
- Также снимаю нательное с тела белье.
- Сняв все сначала, тогда уже им наслаждаюсь,
- После всегда Гонорара любимого сытно кормлю.
- Вот мой совет, Графомана премудрого, юному гаду:
- Сытно корми Гонорара любимого, хоть он пока не велик.
- Вырастет твой Гонорар, как пирог краснощекий,
- Ты насладишься им вдоволь, а он насладится тобой.
Эписодий четвертый
Подземное царство Аид. Все приготовлено для соревнований. Стол отодвинут в угол. Кресла расставлены в ряд. В центре сцены гигантские весы, между чашами которых деревянная лестница, по ней соревнующиеся могут войти в чашу или выйти из нее.
В просцениуме Лева Малахитов на скрипке гениально играет этюд Паганини. Рядом Биверлибрамс, аккомпанируя себе на гитаре, орет слова биг-бита.
БИВЕРЛИБРАМС
- Элау боу хол хис
- Ер боди боди топ лис
- Он лоун ноун…
Одновременно прекращают играть, смотрят друг на друга.
БИВЕРЛИБРАМС
У тебя, по-моему, распадение личности, Левка!
ЛЕВА
Мне стыдно, что ты мой современник, Антоша!
БИВЕРЛИБРАМС
- А ну-ка выйдем!
-
(Уходят.)
По сцене в обнимку проходят Ксанфий и трехглавый пес Кербер.
КСАНФИЙ
- Да, видит Зевс, люблю я господам
- Исподтишка подсунуть к ночи фигу.
- А ты, Кербер?
КЕРБЕР
- Я тоже. Рад всегда
- Сожрать хозяйские ночные туфли.
КСАНФИЙ
- Феб, Аполлон! Пожми мне руку, друг!
- И поцелуй.
-
(Целуются.)
- Не хочешь ли, братишка,
- По маленькой принять, пока не видно
- Хозяев наших?
КЕРБЕР
Пробираются к столу. Ксанфий вливает по рюмке в каждую из трех глоток Кербера, затем сам опорожняет три рюмки подряд. Хихикая, друзья исчезают. На сцену толпой выходят поэты и их подруги. Пушкин почему-то держит под руку Смуглую Леди, Шекспир – Нину Малахитову, Лева – Дагрен, Антон – Анну Керн.
СМУГЛАЯ ЛЕДИ
(Пушкину). Позвольте мою руку назад, сэр.
НИНА
(Шекспиру). Ну, Виля, подержался и хватит.
ДАГРЕН
(Леве). Какой я тебе океанский цветок, дуралей?
166