26  

Петербург

* * *

  • Цветы, холодные от рос
  • И близкой осени дыханья,
  • Я рву для пышных, жарких кос,
  • Еще не знавших увяданья.
  • В их ночи душно-смоляной,
  • Повитой сладостною тайной,
  • Они надышатся весной
  • Ее красы необычайной.
  • Но в вихре звуков и огней
  • С главы сияющей, порхая,
  • Они падут – и перед ней
  • Умрут, едва благоухая.
  • И, движим верною тоской,
  • Их усладит мой взор покорный, —
  • Благоговеющей рукой
  • Сберет любовь их прах тлетворный.

<<Декабрь>> 1914

* * *

  • Покинув рощи родины священной
  • И дом, где Муза Плача изнывала,
  • Я, тихая, веселая, жила
  • На низком острове, который, словно плот,
  • Остановился в пышной невской дельте.
  • О, зимние таинственные дни,
  • И милый труд, и легкая усталость,
  • И розы в умывальном кувшине!
  • Был переулок снежным и недлинным.
  • И против двери к нам стеной алтарной
  • Воздвигнут храм Святой Екатерины.
  • Как рано я из дома выходила,
  • И часто по нетронутому снегу
  • Свои следы вчерашние напрасно
  • На бледной, чистой пелене ища,
  • И вдоль реки, где шхуны, как голубки,
  • Друг к другу нежно, нежно прижимаясь,
  • О сером взморье до весны тоскуют, —
  • Я подходила к старому мосту.
  • Там комната, похожая на клетку,
  • Под самой крышей в грязном, шумном доме,
  • Где он, как чиж, свистал перед мольбертом
  • И жаловался весело, и грустно
  • О радости небывшей говорил.
  • Как в зеркало, глядела я тревожно
  • На серый холст, и с каждою неделей
  • Все горше и страннее было сходство
  • Мое с моим изображеньем новым.
  • Теперь не знаю, где художник милый,
  • С которым я из голубой мансарды
  • Через окно на крышу выходила
  • И по карнизу шла над смертной бездной,
  • Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
  • Но чувствую, что Музы наши дружны
  • Беспечной и пленительною дружбой,
  • Как девушки, не знавшие любви.

1914 – <<Март>> 1915

* * *

Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание.

Георгий Адамович.

Из очерка «Мои встречи с Анной Ахматовой»

* * *

  • Буду тихо на погосте
  • Под доской дубовой спать,
  • Будешь, милый, к маме в гости
  • В воскресенье прибегать —
  • Через речку и по горке,
  • Так что взрослым не догнать,
  • Издалека, мальчик зоркий,
  • Будешь крест мой узнавать.
  • Знаю, милый, можешь мало
  • Обо мне припоминать:
  • Не бранила, не ласкала,
  • Не водила причащать.[15]

Май 1915

Петербург

* * *

В молодости, пока Гумилев был жив, Анна Андреевна считала, что причина их вечного противоборства – психологическая несовместимость, помноженная на ее трудный характер. С годами она поняла, что «сокрытым движителем» семейных конфликтов было ее стремление отстоять свою индивидуальность – не женскую, поэтическую.

* * *

…Как я теперь думаю, весь мой протест в этом деле был инстинктивное желание сохранить себя, свой путь в искусстве, свою индивидуальность. Действитель<<но>> поразительно, как девочка, 10 л<<ет>> находившаяся в непосредственной близости от такого властного человека и поэта (Гумилева. – А.М.), наложившего свою печать на несколько поколений молодых, ни на минуту не поддалась его влиянию.

Анна Ахматова. Из «Записных книжек»

* * *

  • Не тайны и не печали,
  • Не мудрой воли судьбы —
  • Эти встречи всегда оставляли
  • Впечатление борьбы.
  • Я, с утра угадав минуту,
  • Когда ты ко мне войдешь,
  • Ощущала в руках согнутых
  • Слабо колющую дрожь.
  • И сухими пальцами мяла
  • Пеструю скатерть стола…
  • Я тогда уже понимала,
  • Как эта земля мала.

1915

* * *

  • Господь немилостив к жнецам и садоводам.
  • Звеня, косые падают дожди
  • И, прежде небо отражавшим, водам
  • Пестрят широкие плащи.
  • В подводном царстве и луга, и нивы,
  • А струи вольные поют, поют,
  • На взбухших ветках лопаются сливы,
  • И травы легшие гниют.
  • И сквозь густую водяную сетку
  • Я вижу милое твое лицо,
  • Притихший парк, китайскую беседку
  • И дома круглое крыльцо.

Лето 1915


  26  
×
×